ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
производит над собой человек, чтобы осуществить в жизни ту истину, ради которой он живет» [1]. Таким образом, «программа» непротивления Толстого представляет собой широкую, жизненную, светскую «модель» непротивления злу насили ем, предназначенную для всех людей, абсолютно во всех случаях жизни. «Главное усилие, которое должен делать над собою человек для доброй жизни,— считает Толстой,— это — то, чтобы не делать того, чего не должно делать» [2 ]. Толстой, утверждая нравственную деятельность человека в настоящем, связывает начальную позицию усилия сознания с неделанием, полагая, что «гораздо больше силы нужно для воздержания от зла, чем для делания са мой трудной вещи, которую мы считаем добром» [3]. Он считает, что прежде чем начать делать добро, необходимо уметь воздерживаться от зла. Не противиться злому, по его мнению, может только тот, кто не имеет зла в себе и не способен делать зло другим. Именно поэтому неделание стано вится одним из ключевых понятий философии непротивления. Толстой определяет неделание как воздержание от злых мыслей, лишних слов и дурных поступков. Само воздержание выступает при этом как одно из основных условий свободы. «Хочешь быть свободен — при учай себя воздерживаться в своих желаниях» [4]. В этом смысле толстовская формула свободы как признания или не признания истины, по логике, должна предполагать также и неделание. В связи с этим претворение истины должно основываться на признании целесообразности мирового порядка. Неделание и есть «вера» в целесооб разность мирового порядка, в разумность мировой жизни, с которыми приходят в столкновение «неразумность» и «ненркность» человеческой деятельности. Человеческое неделание позволяет при этом проявиться веч ной божественной деятельности как внутри человека, так и вне его. В этих мыслях Толстого легко узнается даосский принцип недеяния — «у вэй». Толстой и сам не скрывает этого, прямо ссылаясь в своей статье «Не-делание» на Лао-цзы: «Все бедствия людей, по учению Лао-цзы, про исходят не столько от того, что они не сделали то, что нужно, сколько от того, что они делают то, что не нужно делать. И потому люди избавились бы от всех бедствий личных и в особенности общественных, если бы они соблюдали неделание» [5 ]. Варьируя эту мысль, Толстой формулирует своего рода «золотое правило» неделания: «Только не делай того, чего не должно делать, и ты сделаешь все то, что должно» [6]. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 266
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=