ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

производит над собой человек, чтобы осуществить в жизни ту истину, ради которой он живет» [1]. Таким образом, «программа» непротивления Толстого представляет собой широкую, жизненную, светскую «модель» непротивления злу насили­ ем, предназначенную для всех людей, абсолютно во всех случаях жизни. «Главное усилие, которое должен делать над собою человек для доброй жизни,— считает Толстой,— это — то, чтобы не делать того, чего не должно делать» [2 ]. Толстой, утверждая нравственную деятельность человека в настоящем, связывает начальную позицию усилия сознания с неделанием, полагая, что «гораздо больше силы нужно для воздержания от зла, чем для делания са­ мой трудной вещи, которую мы считаем добром» [3]. Он считает, что прежде чем начать делать добро, необходимо уметь воздерживаться от зла. Не противиться злому, по его мнению, может только тот, кто не имеет зла в себе и не способен делать зло другим. Именно поэтому неделание стано­ вится одним из ключевых понятий философии непротивления. Толстой определяет неделание как воздержание от злых мыслей, лишних слов и дурных поступков. Само воздержание выступает при этом как одно из основных условий свободы. «Хочешь быть свободен — при­ учай себя воздерживаться в своих желаниях» [4]. В этом смысле толстовская формула свободы как признания или не­ признания истины, по логике, должна предполагать также и неделание. В связи с этим претворение истины должно основываться на признании целесообразности мирового порядка. Неделание и есть «вера» в целесооб­ разность мирового порядка, в разумность мировой жизни, с которыми приходят в столкновение «неразумность» и «ненркность» человеческой деятельности. Человеческое неделание позволяет при этом проявиться веч­ ной божественной деятельности как внутри человека, так и вне его. В этих мыслях Толстого легко узнается даосский принцип недеяния — «у вэй». Толстой и сам не скрывает этого, прямо ссылаясь в своей статье «Не-делание» на Лао-цзы: «Все бедствия людей, по учению Лао-цзы, про­ исходят не столько от того, что они не сделали то, что нужно, сколько от того, что они делают то, что не нужно делать. И потому люди избавились бы от всех бедствий личных и в особенности общественных, если бы они соблюдали неделание» [5 ]. Варьируя эту мысль, Толстой формулирует своего рода «золотое правило» неделания: «Только не делай того, чего не должно делать, и ты сделаешь все то, что должно» [6]. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 266

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=