ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Л. Н. Толстой как философ Чэнь Бнн Тула ПРИНЦИПЫ НЕПРОТИВЛЕНИЯ И НЕДЕЛАНИЯ В НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ Л. Н. ТОЛСТОГО В нравственной философии Толстого центральное место занимает принцип непротивления и неделания. Если принцип непротивления яв ляется главным мировоззренческим основанием всей религиозно-фило- софской системы Толстого, то принцип неделания — связующим звеном между мировоззрением и духовным опытом неделания. Следование заповеди непротивления предполагает определенную программу действий, в рамках которой непротивление злу силой пред ставляет собой осознанную, продуманную позицию. Смысл толстовского учения о непротивлении во многом определяется именно необходимос тью быть готовым к непротивлению, проявлять усилие сознания, подав ляя «естественное» желание покарать зло, отомстить обидчику, осудить грешника, применить силу к злодею и т. п. Человек должен последовательно сформировать соответствующую духовную установку, для того чтобы позиция непротивления пред ставляла собой естественное выражение чувств. В своем религиозно философском учении Толстой разработал «программу непротивления» применительно к светской, мирской жизни. Он считал, что осуществ ление заповеди непротивления возможно и целесообразно не в осо бых, искусственных условиях жизни: в монастыре, общине и т. п.,— а в действительной совместной жизни людей. В одном из писем Толстой заметил: «По моему мнению, жизнь Человека, следующего заповедям Христа, никак не может проявляться в особом внешнем положении — жизни в общине, жизни пустынника 1 Т- п. Все дело в духовном состоянии, в той духовной работе, которую 265
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=