ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

глубокому убеждению Л. Н. Толстого, призван для ощущения определенной воли. Свою волю, которая составляет суть его жизни, человек осознает. Осоз­ нание юли возможно только в результате внутренней свободы. Свои рассуждения писатель подтверждает одним важным тезисом, прозвучавшим в эпилоге романа «Война и мир>: «Вы говорите: я несвобо­ ден. А я поднял и опустил руку. Всякий понимает, что этот нелогичный ответ есть неопровержимое доказательство свободы». В этом тезисе явно чувствуется мысль — незыблемое утверждение сознания человека, кото­ рое не причастно разуму. В таком случае человеческая сущность имеет способность осознавать качество своей свободы. Полная свобода для каждого человека невозможна. Этот постулат подтверждается в жизни на каждом шагу. Полная свобода, которую че; ловек осознает в самом себе, зависит от различных действий, от его ха­ рактера, от определяющих его действия Мотивов и пр. У Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» по этому поводу существует очень красноре­ чивое высказывание: «Узнав из опыта и рассуждения, что камень па­ дает вниз, человек несомненно верит этому и во всех случаях ожидает исполнения узнанного им закона». Воля человека также подчинена определенным законам, только ему не всегда хочется в это верить. Опыт и рассуждение показывают человеку, что в тех же условиях, с тем же характером он выполнит одно и то же действие совершенно одинаково (сделает все как в про­ шлый раз). Но каждый человек чувствует себя уверенным в том, что он может поступать так, как он захочет. Внутренняя свобода проявляется в «бессмысленном представлении» человека о его собственных возможностях. Он считает, что может совер­ шать различные поступки в одних и тех же условиях, хотя это совершен­ но невозможно. Совершенно одинаковые условия диктуют совершенно одинаковые поступки. Настоящее «бессмысленное представление» со­ ставляет суть человеческого сознания. Поэтому представить себе челове­ ка, не имеющего свободы, совершенно невозможно. Если и существует такой человек, то он явно «лишен жизни». Человек — это творение всемогущего, всеблагого и всеведущего Бога, но действия людей подлежат общим, неизменным законам, выражаемым статистикой. Поступки любого человека вытекают из его прирожденного характера и мотивов, действующих на него. Л. Н. Толстой ставит в своих работах один важный вопрос: «Что такое есть совесть и сознание добра и зла поступков, вытекающих из сознания свободы? Вот вопрос этики». XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 262

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=