ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
глубокому убеждению Л. Н. Толстого, призван для ощущения определенной воли. Свою волю, которая составляет суть его жизни, человек осознает. Осоз нание юли возможно только в результате внутренней свободы. Свои рассуждения писатель подтверждает одним важным тезисом, прозвучавшим в эпилоге романа «Война и мир>: «Вы говорите: я несвобо ден. А я поднял и опустил руку. Всякий понимает, что этот нелогичный ответ есть неопровержимое доказательство свободы». В этом тезисе явно чувствуется мысль — незыблемое утверждение сознания человека, кото рое не причастно разуму. В таком случае человеческая сущность имеет способность осознавать качество своей свободы. Полная свобода для каждого человека невозможна. Этот постулат подтверждается в жизни на каждом шагу. Полная свобода, которую че; ловек осознает в самом себе, зависит от различных действий, от его ха рактера, от определяющих его действия Мотивов и пр. У Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» по этому поводу существует очень красноре чивое высказывание: «Узнав из опыта и рассуждения, что камень па дает вниз, человек несомненно верит этому и во всех случаях ожидает исполнения узнанного им закона». Воля человека также подчинена определенным законам, только ему не всегда хочется в это верить. Опыт и рассуждение показывают человеку, что в тех же условиях, с тем же характером он выполнит одно и то же действие совершенно одинаково (сделает все как в про шлый раз). Но каждый человек чувствует себя уверенным в том, что он может поступать так, как он захочет. Внутренняя свобода проявляется в «бессмысленном представлении» человека о его собственных возможностях. Он считает, что может совер шать различные поступки в одних и тех же условиях, хотя это совершен но невозможно. Совершенно одинаковые условия диктуют совершенно одинаковые поступки. Настоящее «бессмысленное представление» со ставляет суть человеческого сознания. Поэтому представить себе челове ка, не имеющего свободы, совершенно невозможно. Если и существует такой человек, то он явно «лишен жизни». Человек — это творение всемогущего, всеблагого и всеведущего Бога, но действия людей подлежат общим, неизменным законам, выражаемым статистикой. Поступки любого человека вытекают из его прирожденного характера и мотивов, действующих на него. Л. Н. Толстой ставит в своих работах один важный вопрос: «Что такое есть совесть и сознание добра и зла поступков, вытекающих из сознания свободы? Вот вопрос этики». XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 262
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=