ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 изложенные в богословских трактатах («Исследование догматического богословия», «Краткое изложение Евангелия», «В чем моя вера?», «Цар­ ство Божие внутри вас» и др.), а также в трактате «Что такое искусст­ во?» и в книге «Круг чтения», есть смысл борьбы за новый тип мышле­ ния, в том числе и художественного, несущего человечеству свет истинно христианского гуманизма, идею обновления мира через, как определял это сам писатель, «практическую этику» (учение Христа). «Круг чтения» вобрал в себя все многообразие мировой мудрости для людей разных сословий, хотя, конечно, декларируя близость к народ­ ным началам, Л. Н. Толстой волей или неволей все же рассчитывал на читателя, подготовленного к восприятию духовно-философских мыслей великих людей прошлого, от Древнего мира до Нового времени. Круг интересов самого писателя был воистину огромен. Еще во време­ на учебы в университете он читает Руссо, Декарта и др. Поражает универса­ лизм религиозно-философских отсылок, прослеживаемых в творчестве Л. Н. Толстого в начале XX в. Он обращается к стоической философии, Марку Аврелию и Эпиктету, Сенеке и Цицерону. Ссылается Толстой и на Плиния Младшего, Аммиана Марцеллина, Платона, Ксенофонта и других представителей философской этики и эстетики античности. К этим же источ­ никам относятся и цитаты из св. Иоанна Златоуста. Правда, цитируя дале­ ких от его взглядов философов, историков, этиков, Л. Н. Толстой позволял себе известную «коррекцию» чужих мыслей в нужном для себя ключе. Особое значение писатель придавал пересказу арабских и персидских изречений и притч, как авторских, так и анонимных, связанных с различ­ ными религиозными движениями исламистского толка, типа суфизма. Среди арабско-персидских авторов особо выделяется Саади, а также Руми, Ха­ физ, Аттар и Омар Хайям. Есть также отсылки к Зороастру. Имеются в «Круге чтения» и отсылки к различным индийским источникам, при всех противоречиях в отношении писателя к инду­ изму и буддизму, к китайским философам (Конфуций, «Книга Пути и Благодати» Лао-цзы и др .). Имеются и вольные отсылки к Талмуду как основной книге иудейской религии. Из авторов Нового времени ближе всего, по мысли Толстого, были ему американцы, в первую очередь трансценденталисты Р. У. Эмерсон и Г. Д. Торо, о которых сам писатель отзывался очень высоко (в США он 258

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=