ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

относится скептически к идеям недавних единомышленников, к одно­ му из драматургических произведений своего старого учителя Илии Енчева. Разрыв ощущается, невысказанные слова накапливаются. Энту­ зиазм когда-то молодых последователей Толстого заменяется негатив­ ными эмоциями — верный симптом любого распада: борьба за лидер­ ство, неистовое стремление к подчеркиванию собственных заслуг, неже­ лание увидеть реальные проблемы общества. За четыре десятилетия мир изменился, а болгарские толстовцы — нет. Они не реформируют свое учение, продолжают почитать слова духовного учителя как Святое Пи­ сание, не давая себе отчета в том, что он произнес пророческие слова: «Я — Толстой, а не толстовец». Политические перемены после 9 сентября 1944 г. дают новый толчок распаду толстовского движения. Ненчо Илиев и Борис Йоцов убиты, первый даже без суда. Иордан Ковачев сослан в концентраци­ онный лагерь. В 1946—1947 гг. выходят номера последнего печатного органа БВС — «Прослав». Новое имя пловдивского квартала заменяет название деревушки Мечкюр, где все еще работает последняя толсто­ вская колония. Ее кооперативное хозяйство добилось успехов, которые послужат новым доказательством тому, что необходимо кооперирова­ ние земель мелких землевладельцев. Следует период «добровольной коллективизации», хорошо известный в нашей новой истории. Уходят из жизни и ветераны этого движения — Илия Енчев (1 9 5 3 ), Жени Божилова-Патева ( 1 9 5 5 ), Димитр Кацаров ( 1 9 6 0 ), Стефан Андрей- чин (1 9 6 1 ), Йордан Ковачев ( 1 9 6 6 ), Никола Венетов (1 9 7 1 ). В скуд­ ных биографических справках о них присутствует краткое предложе­ ние: «Увлечен идеями толстовства». Эпилогом этого движения могут послркить слова одного из рядовых толстовцев — Ниньо Ганчева, учителя с многолетним стажем, уволенного в 1934 г. из-за бесед о Ганди и мирной революции в Индии. Он пишет своему старому школьному другу Ивану Унджиеву 19 мая 1962 г. из с. Пролом Пловдивской области: «Годы тому назад у нас появилось дви- жение, которое поставило себе целью выскрести из души человека по­ рочные, зверские склонности: “Не мучай! Не убивай! Не ешь мяса!” И многие пошли этим путем. Было создано вегетарианское движение. < ...> Но завили вьюги. Затрещали бури. Спросили Сталина во время его “всевластия”: “Что ты скажешь о вегетарианстве?” Ответ: “О вегетари­ анстве нечего и говорить”. ...Из многих вегетарианцев в нашем краю осталось только человек десять, половина из них скрываются». — XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 254

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=