ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
относится скептически к идеям недавних единомышленников, к одно му из драматургических произведений своего старого учителя Илии Енчева. Разрыв ощущается, невысказанные слова накапливаются. Энту зиазм когда-то молодых последователей Толстого заменяется негатив ными эмоциями — верный симптом любого распада: борьба за лидер ство, неистовое стремление к подчеркиванию собственных заслуг, неже лание увидеть реальные проблемы общества. За четыре десятилетия мир изменился, а болгарские толстовцы — нет. Они не реформируют свое учение, продолжают почитать слова духовного учителя как Святое Пи сание, не давая себе отчета в том, что он произнес пророческие слова: «Я — Толстой, а не толстовец». Политические перемены после 9 сентября 1944 г. дают новый толчок распаду толстовского движения. Ненчо Илиев и Борис Йоцов убиты, первый даже без суда. Иордан Ковачев сослан в концентраци онный лагерь. В 1946—1947 гг. выходят номера последнего печатного органа БВС — «Прослав». Новое имя пловдивского квартала заменяет название деревушки Мечкюр, где все еще работает последняя толсто вская колония. Ее кооперативное хозяйство добилось успехов, которые послужат новым доказательством тому, что необходимо кооперирова ние земель мелких землевладельцев. Следует период «добровольной коллективизации», хорошо известный в нашей новой истории. Уходят из жизни и ветераны этого движения — Илия Енчев (1 9 5 3 ), Жени Божилова-Патева ( 1 9 5 5 ), Димитр Кацаров ( 1 9 6 0 ), Стефан Андрей- чин (1 9 6 1 ), Йордан Ковачев ( 1 9 6 6 ), Никола Венетов (1 9 7 1 ). В скуд ных биографических справках о них присутствует краткое предложе ние: «Увлечен идеями толстовства». Эпилогом этого движения могут послркить слова одного из рядовых толстовцев — Ниньо Ганчева, учителя с многолетним стажем, уволенного в 1934 г. из-за бесед о Ганди и мирной революции в Индии. Он пишет своему старому школьному другу Ивану Унджиеву 19 мая 1962 г. из с. Пролом Пловдивской области: «Годы тому назад у нас появилось дви- жение, которое поставило себе целью выскрести из души человека по рочные, зверские склонности: “Не мучай! Не убивай! Не ешь мяса!” И многие пошли этим путем. Было создано вегетарианское движение. < ...> Но завили вьюги. Затрещали бури. Спросили Сталина во время его “всевластия”: “Что ты скажешь о вегетарианстве?” Ответ: “О вегетари анстве нечего и говорить”. ...Из многих вегетарианцев в нашем краю осталось только человек десять, половина из них скрываются». — XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 254
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=