ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
и Лясковеце — Петко Топалов, в Пештере — Слав Делкинов. Их попытки уменьшить социальное напряжение тщетны, но они показывают стремление болгарских толстовцев активно участвовать в общественно-политической жизни. Их симпатии преимущественно на стороне землевладельцев- единофронтовцев, которые вместе с коммунистами были подвергнуты пре следованиям и мучениям из-за участия в сентябрьских событиях. В своем докладе «Вегетарианство у нас в 1923—24 гг.» Иван Коюм- джиев — секретарь ВВС,— по всей вероятности под влиянием политичес кой обстановки в стране, патетически заявляет, что «движение, которое не создает мучеников, не может сохранить мир». О популярности дви жения можно судить по числу подписчиков на «Вегетарианский обзор» (в тот период, о котором мы говорим, их насчитывалось 1400) и по посеща емости выступлений руководителей движения. Около ВВС формируются и другие «воздержательные» союзы — школьников, учителей, слесарей, вра чей. В хрониках, которые публикуют толстовские и вегетарианские издания, уделяется место следующим событиям: — основанию или восстановлению вегетарианских групп и обществ — Карлово (1 9 2 5 ), Пловдив (1 9 2 5 ), Пещера (1 9 2 5 ), с. Бяга, Пещерский район (1 9 2 5 ), с. Искрец, Софийский район (1 9 2 6 ), с. Перивол, Кюс- тендилский район (1 9 3 1 ) и т. д.; — моральной и материальной поддержке тех, кто находится в тюрьме из-за отказа от военной службы (Борис Гюдюлев, Христо Иванчев, Тодор Главеев, Коста Радулов, Найден Бочев и др.); — построению вегетарианских столовых — в Софии (их несколько), Пловдиве, Плевене, Стара Заторе, Варне, Русе, Ямболе, Враце (1924), Русе (1925), Бургасе (1926) и др. В них подаются вегетарианские кушанья, не продается спиртное, курить запрещено, там распространяются вегетарианс кие периодические издания и литература, организуются встречи с едино мышленниками. Йордан Ковачев («Вегетарианский обзор», 1926, кн. 5, с. 75—77) утверждает, что на 5 миллионов болгар того времени приходится 2—3 тысячи вегетарианцев и еще столько же «сочувственников». По всей вероятности, эта «капсулованность» движения, его замкну тость в ограничивающих предписаниях, его изолированность от проблем общества тревожит более молодых его членов. В мае 1926 г. на страница* «Вегетарианского обзора» помещено открытое письмо вегетарианской грУ11' пы из Казанлыка, где помимо прочего говорится: «Мы принимаем суЩе' ствование организации, основанной на духовной необходимости люде" собираться для совместной работы, для общих целей. Чувствуя эту нуЖАу• s-S sa JjL ^ __ XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 252
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=