ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Он превращается в библиотеку «Жизнь», которой заведует революционный комитет. В свою очередь Стефан Андрейчин и Асен Младенов организу­ ют «Свободную библиотеку», вышло только два номера. Бесспорно положительным явлением были личные контакты болгар­ ских и русских толстовцев. Г. Шопов и С. Ничев переписываются лично с Л. Н. Толстым. С. Ничев знакомится в Лозанне с П. Бирюковым, а Г. Шопов встречается с В. Булгаковым в Пловдиве и Москве. Некоторые материалы были получены в редакциях в рукописи и обнародованы впервые. Еще в этот ранний период толстовское движение раскрывает свои недостатки. Оно действительно находит последователей и в эти годы, и в последующие десятилетия, но его распространение ограничено. С само­ го начала до его распада толстовство воспринимается у нас как «закон­ ченная религиозно-философская система», не делаются попытки его обо­ гащения и совершенствования. К учению относятся как к неоспоримой моральной догме, которая не подлежит никаким изменениям. Второй период распространения толстовских идей в Болгарии характе­ ризуется богатой организационной деятельностью, конкретными достиже­ ниями в области литературы, искусства и общественной практики. В октябре 1906 г. в Алан Кайряке была создана вторая толстовская колония, целью которой являлось сочетание теоретической (издание печатного органа), популяризаторской (распространение идей толстов­ ства на личном примере и на сказках) и хозяйственной деятельности (кооперативная обработка земли и выращивание овощных культур). Колонисты демонстрируют преимущество вегетарианской пищи, воздер­ жания от алкоголя и курения. Настоящим поворотом и появлением но­ вого этапа в развитии толстовского движения в целом, однако, является начало издания журнала «Возрождение», первый номер которого появ­ ляется в январе 1907 г. Этому журналу суждено было просуществовать 28 лет, в течение которых издаются 24 годовых тиража; журнал не выходит только во время войн. Основной автор, появляющийся на его страни­ цах,— это Толстой, а идеи можно свести к трем ключевым словам: веге­ тарианство, антимилитаризм , смирение. Результаты влияния этих идей появляются вскоре: в 1908 г. на ска­ мье подсудимых оказывается другой единомышленник Толстого — Миню Попов. Кроме отказа от военной слркбы, в обвиняющем акте упомянут и документ о том, что у него найдены книги Толстого «Исповедь», «Моя вера» и «Царство божие». Речь обвиняемого, который защищается сам, цитируется в журнале «Возрождение». Он заявляет: «Я живу согласно XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 250

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=