ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
одного градуса меридиана — на 60 входящих в градус минут, вы как раз получите это самое число». При этом автор не объясняет, с чем сообраз но 11 1 126 [ 2 ]. Подобный подход к содержанию школьного образования, ориентиро ванный на академическую науку и репродуктивное знание, стал одной из причин того, что в массовой школе появилось более 5 0 % «неуспешных», не ж елающ их учиться, не любимых школой и педагогами детей. Не случайно врачи констатируют сегодня рост детских неврозов, среди которых преобладают дидактогенные, т. е. возникающие по вине учителей. Вместе с тем любое сообщество (в том числе сообщество обра зовательных институтов — детского сада, вуза, детского дома и пр.) жи вет духовной связью и единством составляющих его людей. Однако в погоне за новыми, все более совершенными технологиями обучения и формами организации учреждений педагоги не успевают их осмыслить и одухотво рить. Данный факт приводит к тому, что образовательное учреждение нередко воспринимается ребенком как чуждый, а то и враждебный лично ему институт. Известный ученый, автор учебников по педагогике И. П. Подласый, отмечая рост агрессивности не только в детской среде, но и в среде педагогов, прямо пишет о том, что «школа становится опас ным местом для ребенка» [3]. В этой ситуации сфера духовности и сфера любви перемещаются в мир утопий, иллюзий или откровенных деклара ций, не связанных с опытом жизни конкретных участников образова тельного процесса. Данной позиции необходимо философское обоснование — и появ ляются статьи ученых, в которых доказывается преступность требования любви к ученику [4]. Для доказательства привлекается мнение Канта, который заметил, что любовь не может быть предметом повеления, так как она не зависит от нашей воли. Из этого делается вывод: раз любовь не есть поступок, зависящий от воли человека, то она и не может быть основным проявлением его. В литературе появляется новый термин — «педагогическая любовь» к детям [5]. Однако этический парадокс состоит в том, что «массовый педагоп> (перефразированный термин «человек массы» X. Ортега-и-Гассета) аб солютно уверен в своей любви к ребенку. При этом вопросы: «Что озна чает любить ребенка?», «Как любить ребенка?», «Совместимы ли любовь и наказание?» — приводят педагогов в замешательство, и в самой их постановке большинство из них усматривают скрытый подвох. Подоб ная ситуация в педагогике возникла не случайно. Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=