ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 Однако интересным является то г факт, что после разрыва с Арсень­ евой в ответ на ее жалобы Толстой отвечает: «Поезжайте за границу, выдьте замуж, пойдите в монастырь, заройтесь в деревню, но не будьте ни секунды в нерешительности». Это советует друг, пребывавший сам после недолгой связи с Валерией в том же состоянии смятения. Ни слова о нравственном совершенствовании, о добродетели, «которой нельзя жерт­ вовать ни при каких обстоятельствах». Много позже, размышляя над отношениями между полами, Леп Николаевич напишет: «Но чтобы это была радость (любовь к ближне­ му), надо хорошенько стерилизовать ее от преувеличения влюбленности (Арсеньева), от исключительной и вытекающей из нее требовательнос­ ти, ревности (Толстой) и всякой гадости, прикрывающейся хорошими именами...»; «Любовь не может быть вредной, но только бы она была любовь, а не волк эгоизма в овечьей шкуре любви...» Вероятно, что в повести «Юность», написание которой происходило в период увлеченности Арсеньевой, Толстой, выделяя три рода любви, делает оговорку, что пишет не о любви молодого человека к молодой девице и наобо­ рот, и далее: «...я боюсь этих нежностей и был так несчастлив в жизни, что никогда не видел в этом роде любви ни одной искры правды» [6]. Одной из особенностей русских антропологических учений яв­ ляется рассмотрение человека через отношение его к Богу, и здесь Толстой не является исключением, рассматривая вопросы пола с хри­ стианских позиций стремления к идеалу. В книге «Путь жизни» Толстой отмечает, что «любить можно только совершенство. И потому для того, чтобы любить, надо одно из двух: или считать совершенным то, что несовершенно, или любить совершенство, то есть Бога...» [7 ]. Духовная любовь, по Толстому,— это любовь к Богу и ближне­ му, она есть голос Бога, половая же любовь между мужчиной и женщи­ ной — голос животного. Таким образом, в своем отрицании любви романтической, плотской Толстой признает христианскую любовь к Богу и ближнему в самом высоком понимании этого слова. «Идеал хрис­ тианина есть любовь к Богу и ближнему, есть отречение от себя для служения Богу и ближнему» [8 ]. «Христианское учение о любви,— пишет Толстой,— точно и опред^' ленно выразило сущность закона любви и неизбежно вытекающее из 244

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=