ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Л. Н. Толстой как философ зывая на «умудренную цельность» внутреннего мира человека, является общеобязательной христианской добродетелью. В связи с этим большой интерес представляет идея целомудрия, представленная в творческом наследии Л. Н. Толстого, сочетающая в себе религиозный и светский аспекты понятия. Обращение к наследию Л. Н. Толстого позволяет актуализировать некоторые проблемы, волновавшие великого писателя и мыслителя и ос тавшиеся характерными для современного общества, по-новому увидеть их в контексте современной аксиологии. Понятию «целомудрия» в творчестве Л. Н. Толстого придается боль шое значение. К данной проблеме Лев Николаевич обращался в течение всей своей жизни. Идея целомудрия, смирения животного, плотского начала в человеке — одна из важнейших нравственных идей, которую писатель разрабатывал в художественных произведениях («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната», «Дьявол», «Отец Сергий» и др.), в публицистических и философских трудах («Исповедь», «О жизни», «Религия и нравственность» и т. д .), в книгах для детей («Учение Христа, изложенное для детей», «Беседы с детьми по нрав ственным вопросам»), в книгах афоризмов («Мысли мудрых людей», «Круг чтения», «Путь жизни»). Прослеживается она и в дневниковых записях, и в эпистолярном наследии. Целомудрие как противоположность разврата волнует Толстого уже в молодости. Так, первая дневниковая запись гласит: «...Беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимают за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души...» [4 ]. Та ким образом, Толстой указывает на обусловленность материально-телесно го в человеке его душевным (духовным) состоянием. В ответ на письмо Валерии Арсеньевой Толстой пишет: «Вы говорите, что за письмо от меня готовы жертвовать всем. Избави бог, чтобы вы так Думали, да и говорить не надо. В числе этого всего есть добродетель, кото рой нельзя жертвовать не только для... чего на свете. <...> Без уважения, выше всего, к добру нельзя прожить хорошо на свете» [5]. Вероятнее всего, под «добродетелью» скрывается именно добродетель целомудрия. В письме к тетушке — Т. А. Ергольской — Лев Николаевич писал, Что к Валерии с его стороны любви нет ( !) и что «отношения наши были Так чисты...», и далее: «почему молодой человек может быть только Влюбленным в девушку и жениться на ней, а не может быть между ними пРостой дружбы. Я всегда сохраню к ней (Арсеньевой) дружбу».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=