ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

целомудрия; во-вторых, рассматривают целомудрие как противодействие разврату при условии наличия нравственно-духовного воспитания. Аналогичная ситуация возникла в России на рубеже XIX—XX вв., когда в русской литературе и философии вопрос пола не просто об­ суждался, а был «основным жизненным вопросом», «вопросом жизни и смерти» [1]. Традиционные культурные устои в России всегда охраняли чистоту и целомудрие. Видными представителями русской религиозной философии целомудрие рассматривалось как значимая личная и об­ щественная ценность. Вопросам целомудрия уделяли внимание такие вид­ ные представители отечественной философской мысли, как В. Соловьев, В. Розанов, Н. Федоров, Н. Бердяев и многие другие. Русские мыслители «развивали гуманистическую традицию в понима-. нии природы любви и, обращаясь к потаенным вопросам пола, связывали сексуальную энергию человека не только с продолжением рода, но и с пони­ манием духовной культуры человека — с религией, художественным твор­ чеством, с поиском новых нравственных ценностей» [2]. «Целомудрие» — сложное понятие, не имеющее однозначной трак­ товки ни в исторической, ни в современной литературе. Согласно эти­ мологическому словарю, слово «целомудрие» имеет старославянские корни и происходит от соединения слов «целый» и «мудрый», т. е. яв­ ляется калькой греческих слов г|(та><ррос’ит| и ccoypcov. Греческое поня­ тие «софросине» может быть переведено на русский язык не только как «целомудрие», но и как «благоразумие». В словаре А. П. Евгеньевой «целомудрие» имеет несколько значений: девственность, невинность; строгая нравственность, чистота [3]. Соответственно «целомудренный человек» — это: — не имевший половых сношений, т. е. обладающий целомудрием; — исполненный целомудрия, выражающий душевную чистоту, высокую нравственность. В апостольских писаниях и в писаниях Святых Отцов под целомудрием подразумевается чаще всего «чистота от всякой плотской греховной скверны, здравие ума и души». Однако и в христианской литературе нет единства в определении понятия. Так, целомудрие понимается и как «супружеская верность», и как «всякое безгрешное состояние», «состояние невинности», и как «противление сладострастию», и как «здравый смысл», «здравый ум». В светском понимании слово «целомудрие» обычно связывается с отношением человека к нормам сексуальной морали, в христианской же этике употребляется для обозначения добродетельности вообще и, ука__ XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 242

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=