ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

сС— ^ ‘А — XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 Я. В . Сарычев Липецк РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ Л. ТОЛСТОГО И «НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ» Положение о противоречии мировоззрения и творчества Л. Толсто­ го, противопоставление Толстого-мыслителя и Толстого-художника стало своего рода отправной точкой при анализе феномена Толстого для целого ряда критиков на протяжении второй половины XIX — начала XX в. — от Гилярова-Платонова до Ленина. Этот методологический постулат (в ко­ тором, разумеется, заложен и свой объективный смысл) нашел весьма своеобразное преломление в рамках так называемой «неохристианской» традиции, или «нового религиозного сознания». Ведущие представители и «отцы-основатели» данного идейного и религиозного течения русской мысли — Д. С. Мережковский и В. В. Розанов — представили проблему как контрапункт религиозного сознания Л. Толстого и его же «бессозна­ тельного» творчества (стихийно-органического, «натурного», онтологи­ ческого для Розанова и столь же стихийного, языческого, телесно-душевно­ го для Мережковского). В любом случае при этом приоритет отдавался творчеству, и ценность, в том числе гносеологическая, признавалась за ним же, а отнюдь не за религиозным и моральным учением Толстого. Тем не менее само по себе религиозное сознание Толстого остановило на себе внимание «неохристиан». И это было вызвано не праздным гносео­ логическим любопытством, а насущной потребностью самоопределения в границах своего собственного нового религиозного сознания. В истории русской мысли и культуры произошел своеобразный акт «встречи» двух религиозных сознаний, двух его типов, и энергия отталкивания от рели­ гиозного сознания Толстого позволила «неохристианам» более предмет­ но и детально «проявить» свою собственную гносеологию и идеологию- 230

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=