ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
реальности, а именно действительности, с ее стремлением к «стоянию» как онтологической константе. Здесь «стояние» — синоним смерти (часовня как памятный знак здесь напоминает именно о смерти). По Хайдеггеру, глагольная форма (для него глагол первичнее име ни), которой принадлежит приоритет в понимании Бытия,— это форма изъявительного наклонения третьего лица настоящего времени, «ist», «есть». По-видимому, это и есть эпическая форма речи, форма «естины». А в эпике Толстого — прошедшее время, точнее прошедшее, но все еще длящееся. Это — время всей русской литературы XIX в., где время идет от прошлого к будущему и в то же время (обратим внимание на этот оборот!) это время имеет множество других бытийных форм. Итак, и у русских мыслителей, и у Хайдеггера общая философс кая родословная (феноменология Гуссерля и художественная филосо фия Толстого). А дальше — и переклички, и расхождения. Но если у Хайдеггера бытие получает свою определенность (о-пределенность) в окончательной остановке, синонимом которой является смерть, то бытие той реальности, которая возникает в сознании читателя толсто вских текстов, характеризуется нескончаемой изменчивостью, что объясняется характером самого Толстого. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 Примечания 1. См., напр.: Гуковский Г. А. Изучение литературного произведе ния в школе.— М.; Л., 1966. 2. Федоров В. В. О природе поэтической реальности.— М., 1984.— С. 182. 3. Философский энциклопедический словарь.—М.: Инфра-М, 2002.— С. 270. 4. Там же,— С. 444. 5. Там же.— С. 124. 6. Там же.— С. 270. 7. Хайнанди 3. Иван Ильич, или Помни о смерти: Лев Толстой и Мартин Хайдеггер//Литература (приложение к газете «Первое сен тября»).— 2000.— № 33.— С. 6. 8. Barret W. Irrational Man. A Stadu in Existential Philosophy" N. Y., 1958; Kaufmann W. Religion from Tolstoy to Camus. Introduction." N. Y., 1961.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=