ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
оба термина отсылают к идее падения, крена, отклонения от вертикали, они намекают на существование чего-то, что в иных условиях стоит пря сло [23]. В известном смысле стояние можно рассматривать как состоя ние действительности, а склонение — как характеристику реальности («В отличие от действительности, в реальности можно различить возмож ность и необходимость, в то время как в действительности они совпадают» [24] )■ В древнегреческом и латинском языках действительность идентична истинности (то есть тому, что есть на данный момент времени; истина, считал Флоренский,— это «естина»). Девиз Толстого «весь мир погибнет, если я остановлюсь» [25] во многом определяет и творческое состояние самого писателя, и состояние той реальности, которую репрезентирует- конструирует читатель его текстов. Во время работы над романом «Война имир» Толстой писал А. А. Фету, что князь Андрей «однообразен, скучен» и что характер героя «стоит и не движется» [26]. Если Хайдеггер связывает бытие сущего с постоянством, самосдержи- вающей остановкой, обеспечивающей его «стать», то бытие толстовского Слова изменчиво, не-остановимо. Хайдеггер считал, что инфинитив быть связан с идеями «жизни, появления, ожидания» [27]. Таким образом, фор мула Хайдеггера «искусство есть про-изведение истины в действительность» [28] означает перевод ( переход ) потенциального в актуальное. Примени тельно к творчеству Толстого формула Хайдеггера должна была бы иметь следующий вид: «Искусство есть про-изведение истины в реальность». Рассказ Толстого «Три смерти» имеет четыре главы, каждая из ко торых начинается весьма характерными предложениями. Вот начало пер вой: «Была осень». Здесь глагол сразу же задает бытийное состояние и мира и художественной реальности, причем состояние это непостоянно, по скольку в горизонте читательского сознания осень ассоциируется с бес престанными изменениями в природе, с продолжающимся увяданием, приводящим к смерти. Вторая глава начинается предложением «Карета была заложена; но ямщик мешкал». Здесь оппозиция глаголов «быть» и «мешкать» приводит в конце концов к победе второго: установившееся было бытие заложенной кареты нарушено, разбалансировано картиной совсем другого ллира — мира ямской избы. Начинается третья глава: ^Прищда весна». Вместо устойчивого глагола «быть» — глагол движения, Но Движения не к смерти, а, напротив, к жизни, в возрождению. И, нако- НеУ, начало последней главы: «Через месяц над могилой усопшей воз двиглась каменная часовня». Глагол «воздвиглась» — утверждение не ________________ Л. Н. Толстой как философ 227
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=