ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Хайдеггер берется за переосмысление проблемы «Бытия» как таково го. Разыскание Хайдеггера разворачивается в двух главных плоскостях — метафизической и филологической. В метафизической плоскости Хайдег гер рассматривает проблему «Бытия» через призму своего знаменитого понятия «Da-sein» — присутствия, бытия-вот, бытия-сознания. «Присут ствие — это то, что, с точки зрения существ, происходит с ними между рождением и смертью: не будучи сущностью ( “что-тостью” — то есть тем, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональным ядром самостоятельно существующего сущего — многообразия, в котором бытие является идентичным. — В. Я.), не будучи чем-то предданным или трансцендентным, “Бытие” как “Da-sein” — это программа, которую мы ставим перед собой, когда мы настроены на природу нашего собственного бытия и больше не воспринимаем его смысл как нечто само собой разумеющееся» [10 ]. Присутствие — это бытие, для которого само Бытие есть предмет спора. Отсюда вытекает хайдеггеров- ская идея «брошенности» как одного из экзистенциальных свойств Бытия: «Da-sein» не имеет никакой стадии (следовательно, не имеет истории), на которой оно бы предсуществовало,— оно обнарркивает себя находящимся «всегда уже» (начиная читать повесть Толстого «Детство», мы воспринима ем ее мир именно всегда уже существующим, мы воспринимаем этот мир именно так даже несмотря на то, что начало повести совпадает с пробркде- нием — «пробркдением-рождением» — героя). Однако «брошенность» предполагает бережное и тщательное возде лывание человеком собственного его бытия. Это очень напоминает Бахти на; и препятствие, на которое наталкиваются его и Хайдеггера теории, одно и то же, а именно проблема человеческой конечности. Но если для Бахтина сознание нашей смертности заставляет нас понять, что жизнь или бытие должны состоять в противоположности смерти, в радостной «незавершимо- сги», то у Хайдеггера — трагическая нота: «В присутствии постоянная “не- целость”, находящая свой конец со смертью, неустранима» [11]. «Незавершимость», незавершенность — отличительная черта тол стовских текстов. П. И. Бартенев, наблюдавший за печатанием «Войны и мира», как-то не выдержал и написал Толстому: «Вы бог знает чт0 делаете. Этак мы никогда не кончим поправок и печатания... Ради бога, перестаньте колупать». Вот как комментирует это Б. М. Эйхенбаум: «Тол стой “колупал” свои рукописи и корректуры не потому, что добивался осо бого эстетического совершенства, как это делал, например, Флобер. Основ ная причина была в том, что он непрерывно менялся, непрерывно реагир0 XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 224
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=