ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Л. Н. Толстой как философ Как известно, автором наиболее продуктивных идей, повлиявших на развитие в XX в. не только литературоведческой науки, но и всей гуманистики, был Хайдеггер, принадлежавший к школе постидеалисти- ческого усвоения и переосмысления понятий древнегреческой философии в новейшую (modern) эпоху (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, Ж. Деррида), который сосредоточил свое внимание на исследовании языка и выпит. Однако та же самая проблематика в тот же самый период (20—30-е годы XX в.) интересовала русских мыслителей, по существу, принадлежавших к той же самой школе (А. Потебня, П. Флоренский, Г. Шпет, С. Булгаков, А. Лосев; завершает этот список М. Бахтин). Работы представителей упомянутой школы позволили подойти к рас смотрению языковых и литературных явлений в онтологическом аспекте. В свою очередь сами эти мыслители (и Хайдеггер прежде всего) испыта ли сильнейшее влияние философии и творчества Л. Толстого. «На образ мышления М. Хайдеггера, его концепцию смерти значительное влияние оказала художественная философия Толстого в изображении смерти... — отмечает венгерский исследователь 3. Хайнанди. — Хайдеггер и сам упо минает об этом в подстрочном примечании» [7]. У. Баррет в своей монографии о философии бытия, а позже В. Кауф- манн в книге «Религия от Толстого к Камю» обращают внимание на то, что здесь речь идет о гораздо более сильном влиянии, чем это значится в скромном упоминании М. Хайдеггера. У. Баррет пишет: «Когда в после дующем столетии философ-профессионал начал изучать явление смерти, то исходным пунктом он взял историю смерти Ивана Ильича Толстого». По мнению В. Кауфманна, «Мартин Хайдеггер — приверженец толстов ства, а написанный им раздел о смерти — это невольно написанный Комментарий к “Смерти Ивана Ильича”» [8]. На это влияние обратили внимание и литературоведы. На па раллель между хайдеггеровским трактатом («Бытие и время») и по лстью Толстого указывает и М. Дерне, когда говорит о «Смерти ^вана Ильича» как об экзистенциальной «очной ставке со смер тью», и в з Горная в статье «Толстой-мыслитель в современном буржуазном литературоведении и философии» [9 ]. Однако нас в настоящей работе будет интересовать не столько ВлКяние Толстого — писателя и философа на мыслителей «постидеалис- ^ческой школы», сколько результат этого влияния в плане рассмотре- Н11я художественной реальности эпических произведений самого Тол- стого в онтологическом аспекте. 223
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=