ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
стороны, читатель «переходит» в слово, утверждаясь на точке зрения, имманентной словесному изображению. (В скобках заметим, что эта точка зрения будет неоднородной, или изменчивой, или читатель беспре станно будет “утверждаться” на разных точках зрения.— В. Я.) Таким образом, он, читатель, становится сам внутренним моментом изобража ющего слова» [2]. И с этим положением трудно не согласиться. Следует лишь добавить, что читатель оказывается свидетелем и даже соучастни ком по крайней мере трех видов событий: события сюжета, события фабулы и события восприятия. Вместе с тем читатель, читая-восприни- мая, определенно остается собой, то есть сохраняет внешний взгляд на фабульную действительность. Так что, становясь «внутренним моментом изображающего слова», он остается и внутренним моментом реального, мира. Но «реальный мир> — это тоже условность. Конечно, под миром допустимо понимать «все сущее , которое может находиться в мире» [3], если сущее рассматривать как «многообразие, в котором бытие является идентичным». Однако сущее не идентично данному, так как «охваты вает также и неданное» [4 ]. То есть сущее предполагает не только наличное бытие предметного содержания в сознании, но и иллюзию такого «наличного бытия» [5 ]. Как разъясняют авторы Философского энциклопедического словаря, «по Хайдеггеру, мир является видом бытия человеческого существования и проникновением в трансценденталь ное состояние человеческого существования, делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему понятия отре шенности от мира и изолированности субъекта» [6 ]. Итак, живя в мире, человек сам для себя этот мир создает и сам же дистанцируется от этого мира, неизменно эту дистанцию сокра щая и преодолевая. Собственно, этот вывод и оказывается тем фун даментальным основанием, которое делает человека мультифрен- ной личностью, пребывающей в бесконечной череде «пограничных ситуаций». Одна из таких «пограничных ситуаций» — ситуация чте ния-восприятия художественного текста. И теперь уместно поставить следующий вопрос: какие основания привели к возникновению того научного дискурса, в рамках которого стало возможным рассмотрение таких понятий, как «мир произведе ния» и «художественная реальность »? Ответ очевиден: их и ссл ед ов а н и е проводится на основе онтологического подхода, позволяющего р ассм от реть художественный текст как сложное многомерное образование, об ладающее собственным бытием (бытийным статусом). XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 222
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=