ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

стороны, читатель «переходит» в слово, утверждаясь на точке зрения, имманентной словесному изображению. (В скобках заметим, что эта точка зрения будет неоднородной, или изменчивой, или читатель беспре­ станно будет “утверждаться” на разных точках зрения.— В. Я.) Таким образом, он, читатель, становится сам внутренним моментом изобража­ ющего слова» [2]. И с этим положением трудно не согласиться. Следует лишь добавить, что читатель оказывается свидетелем и даже соучастни­ ком по крайней мере трех видов событий: события сюжета, события фабулы и события восприятия. Вместе с тем читатель, читая-восприни- мая, определенно остается собой, то есть сохраняет внешний взгляд на фабульную действительность. Так что, становясь «внутренним моментом изображающего слова», он остается и внутренним моментом реального, мира. Но «реальный мир> — это тоже условность. Конечно, под миром допустимо понимать «все сущее , которое может находиться в мире» [3], если сущее рассматривать как «многообразие, в котором бытие является идентичным». Однако сущее не идентично данному, так как «охваты­ вает также и неданное» [4 ]. То есть сущее предполагает не только наличное бытие предметного содержания в сознании, но и иллюзию такого «наличного бытия» [5 ]. Как разъясняют авторы Философского энциклопедического словаря, «по Хайдеггеру, мир является видом бытия человеческого существования и проникновением в трансценденталь­ ное состояние человеческого существования, делающим возможным преодоление понятия сознания и сопутствующего ему понятия отре­ шенности от мира и изолированности субъекта» [6 ]. Итак, живя в мире, человек сам для себя этот мир создает и сам же дистанцируется от этого мира, неизменно эту дистанцию сокра­ щая и преодолевая. Собственно, этот вывод и оказывается тем фун­ даментальным основанием, которое делает человека мультифрен- ной личностью, пребывающей в бесконечной череде «пограничных ситуаций». Одна из таких «пограничных ситуаций» — ситуация чте­ ния-восприятия художественного текста. И теперь уместно поставить следующий вопрос: какие основания привели к возникновению того научного дискурса, в рамках которого стало возможным рассмотрение таких понятий, как «мир произведе­ ния» и «художественная реальность »? Ответ очевиден: их и ссл ед ов а н и е проводится на основе онтологического подхода, позволяющего р ассм от­ реть художественный текст как сложное многомерное образование, об­ ладающее собственным бытием (бытийным статусом). XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 222

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=