ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Л. Н. Толстой как философ g. Н. Януш евский Ульяновск д а ТОЛСТОЙ И МАРТИН ХАЙДЕГГЕР: ОНТОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ Те времена, когда и школьного учителя литературы, и преподавателя вуза призывали встать на борьбу с «наивно-реалистическим» (термин Г. А. Гуковского) восприятием юными читателями литературных героев, ушли в прошлое [1 ]. Тот очевидный факт, что читая художественный текст, читатель каким-то образом видит тот или иной мир, невозможно опровергнуть именно в силу его очевидности. Однако говоря о формировании в сознании читателя «мира произведе­ ния», мы должны иметь в виду, что на самом деле это — условность, ме­ тодический прием. Если такой мир существует «объективно» (то есть в виде объекта), то существует и субъект, этот мир воспринимающий. Значит, на самом деле здесь не просто «мир>, но и нечто большее: текст, мир и вос­ принимающее сознание — призем все это едино, целостно, а структура этой целостности, которую мы будем называть художественной реальностью, сложна и многомерна и не исчерпывается означенной триадой. Таким образом, «мир» — это всего лишь уровень художествен­ ной реальности, но если читатель вос-принимает «мир», значит эф­ фект художественной реальности уже возник. (Слово «вос-принима- *1» означает, что восприятие читателем этого мира не ограничивается одним лишь актом представления.) Так что же все-таки происходит с читателем? Автор монографии * 0 природе поэтической реальности» В. В. Федоров в заключительной главе формулирует чрезвычайно важное положение: «В акте восприятия поэтического произведения читатель, с одной стороны, “воспригошает” слово: стп становится предметом (фактом) сознания читателя... <... > С другой 221

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=