ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Добру- Таким образом, духовность человека он рассматривает как дей­ ственное средство снятия самим человеком чувств, связанных с безопор- ностью социумного бытия и экзистенциального одиночества. В последние годы своей жизни Л. Н. Толстой как бы вошел в погра­ ничную ситуацию своей жизни, совершая восхождение к философской Вере — в ясперовском смысле. В этом плане представляют интерес наблюде­ ния В. В. Розанова, который посетил великого моралиста в Ясной Поляне в 1908 г. Он отметил, что в Л. Н. "Толстом угадывалась «мировая тиши­ на», а его фигура не вписывалась в окружение — дом в Ясной Поляне. B. В. Розанов пишет: «Человек — центр вещей. И здесь в центре стоял человек, которому вещи были не нужны. И они рассыпались, потеряли гармонию, связанность, красоту, смысл. От этого незримого отталкивания рассыпался и “дом”, хотя физически еще и продолжал удерживаться... Натура эта, честная, благородная,— повела его и к проповеди, или точнее,— к проповедям, которые были разны. Натура из романиста сделала проповедником. “Это нужнее, а я хочу быть нркным народу”. Все у него из “натуры”... Так я увидел “Монблан” нашей жизни. Был 10-ый или 9-ый час ночи. Подали лошадей, зазвенел колокольчик у крыльца» [11]. Розановское сравнение Л. Н. Толстого с горой Монблан — точное впечатление от созерцания беспредельного — зримой трансцендентности человеческого существования в мире. Примечания 1. Лосский Н. О. Достоевский и его христианское понимание // Лосский Н. О. Бог и мировое зло.— М., 1994.— С. 157. 2. Бабаев Э. Г. Роман Льва Толстого «Анна Каренина»,— Тула, 1968.— C. 26. 3. Розанов В. В. Опавшие листья. Короб второй и последний // Розанов В. В. Мысли о литературе.— М., 1898.— С. 423—424. 4. Там же.— С. 423. 5. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX ®ека и начала XX века // Вопр. философии.— 1990.— № 2.— С. 116. 6. Там же.— С. 99. '• Толстой Л. Н. Учение Христа, изложенное для детей. Ч. 1,— Калининград, 1 9 9 4 - С. 19. ______________________________ Л. Н. Толстой как философ 219

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=