ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
имеет соборный характер, включает в себя такие чувства, как жалость К павшим, униженным, милосердие, жажда любви, тоска по идеалам. В этом плане прав В. В. Розанов, заметивший, что Л. Н. Толстой учился у русского мужика [8]. Л. Н. Толстой проник в тайну простонародной Веры и принял для себя программу жизни в простоте и очищения души посредством «опрощения» — сродства с русским мркиком. Верить, по Л. Н. Толстому,— это значит быть в Боге, а не просто молиться Богу, т. е. исполнять формально обряды. И уже оказавшись в Астапове (сей час — станция «Лев Толстой» Липецкой области), в свой предсмертный час Л. Н. Толстой диктует: «Бог есть неограниченное все, чего человек сознает себя ограниченной частью... искать, все время искать...» [9]. Вот почему Вера в Бога Л. Н. Толстого — это не спекулятивный способ отнесения всех сложностей жизни к Верховному Судье — Вседержителю, как в христианстве, а зов трансценденции и ответ личности на сложности экзистенциальной ситуации бытия человека в мире. Так, для религиозно го немецкого экзистенциалиста К. Ясперса потусторонний мир пуст и вооб ще не существует. Богообщение или экзистенциальная коммуникация начинается в тот момент, когда человек ищет свою «самость» — экзис тенцию — в качестве неповторимой личности в процессе перехода на позицию философской Веры. Отсюда можно сделать вывод: для Л. Н. Толстого характерно экзи стенциальное умозрение, которое ярко проявилось в логике развития характеров персонажей его лучших произведений. Она не сообразуется с динамикой сцепления человека с социально-историческими обстоя тельствами. В качестве верховного шифра к характерам выступает толстов ское учение о человеке. В человеке он различает животное начало и духовное Я. Рост личности состоял для него в растворении человека в трансцендент ном, т. е. идеалом для него являлась высоконравственная личность, способ ная преодолеть сублимацию своих животных страстей, осуществляющая усилия в прорыве к бесконечному, безличному. Для него важен м ом ен т пробркдения «разумного сознания», открывающий путь к духовному Я Л. Н. Толстой писал: «Истинная жизнь всегда хранится в человеке, как она хранится в зерне, и наступает время, когда жизнь эта обнарркивается. Обнаружение ее состоит в том, что животная личность влечет человека к своему благу, разумное ж е сознание показывает ему невозможность личного блага и оказывает какое-то другое благо» [10 ]. Соответственно духовное Я человека и есть центр вселенной, та субстанция, которая объединяет духовные Я многих людей на пути движения к Абсолютному XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=