ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Л. Н. Толстой как философ 1 «За толстовским морализмом скрыто искание Царства Божьего, кото­ рое должно осуществиться здесь, на земле, и сейчас» [5]. Толстовская религия носит моралистический характер: это программа изменения духовных основ жизни как отдельного человека, так и человече­ ства на основе идей «непротивления злу насилием», необходимости внут­ реннего нравственного самоусовершенствования личности, следования Закону Любви к ближнему в качестве условий спасения в секуляризиро­ ванную эпоху, опустошающую и тело и душу человека мнимыми ценно­ стями техногенной цивилизации. Идея Бога была отправным пунктом размышлений Л. Н. Толстого. Но ее осмысление не совпадает с богослов­ ским пониманием: не случайно Святейший Синод Русской Православ­ ной Церкви в 1901 г. принял определение об «отпадении» графа Толсто­ го от Церкви. С богословской точки зрения интерпретация Л. Н. Тол­ стым Нагорной проповеди Иисуса Христа — «непротивление злу насили­ ем» — ересь, ибо она отрицает главную идею теоцидеи христианства: «Добро побеждает лишь при условии действия самого Божества» [6]. Это — ересь, отрицающая «сыновство» человека, т. е. христианское пред­ ставление о Боге Отце. Именно в этом смысле Православие понимает Слово Иисуса Христа: «И отцом себя не называйте никого на земле: ибо один у нас Отец. Который на небесах» (МФ; 23, 9 ). Для Л. Н. Толсто­ го была важна идея Бога как символ духовного в человеке, некоего первона­ чала, проявляющего себя в действии — искании Добра и в образе жизни по-божески. Л. Н. Толстой настаивал на том, что Бог для человека — символ бесконечного совершенства, к которому следует стремиться не останавливаясь, ибо любое конкретное достижение становится вкладом в пробуждение духовного Я. В книге «Учение Христа, изложенное для детей» Л. Н. Толстой пояснял: «Помните, что любое усилие для царства Божие дает большие плоды: все равно, как из малого семечка вырастает высокое дерево. Всякий человек может войти в царство Божие, потому что царство Божие внутри нас» [7 ]. По мнению Л. Н. Толстого, чело­ век может и должен преодолеть самого себя в качестве эмпирически- Животной личности в ходе трансцендирующих усилий — в движении К Богу. В этом движении участвовать должен весь состав его психики, в том числе и подсознание. А в подсознании, как показал К. Юнг, есть то, что связывает данного индивидуума с «Другим» — ближним и прошлыми Поколениями. Это, к примеру, архетип Бога как личной совести, свой­ ственной ментальности русского национального характера. Ментальность 217

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=