ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 Л. Н. Голубева Елей ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ Л. н . ТОЛСТОГО Считается, что Ф. М. Достоевский (1821—1881) открыл новую эру в истории мировой философии, поставив вопрос о метафизике человечес кого духа в безрелигиозное время человеческой истории, которую он обозначил как «дьяволов водевиль», когда стираются грани между доб ром и злом, а ум не хочет видеть даже малейшие следы целесообразной деятельности Бога-творца. Именно к творчеству Ф. М. Достоевского, как мыслителя и художника, обращались виднейшие западные экзистенциа листы — М. Шелер, основатель философской антропологии, Г. Марсель, К. Ясперс, французские персоналисты, протестантские неортодоксы во главе с К. Бартом и др. И это не случайно. Образы в произведениях Ф. М. Достоевского лишены социально-психологической составляющей. Это — люди со смятенным духом, охваченные жаждой обрести Истину, являющие идеи — голоса, не отягощенные социальной конкретикой. Пред мет размышлений героев романов Ф. М. Достоевского — Бог, смерть и личное бессмертие, Зло и Добро. Герои произведений Ф. М. Достоев ского — интроверты, «изнутри» проясняющие связанные с миром человека смысложизненные вопросы. Так, к примеру, Иван Карамазов восстает про тив идеи христианской всепрощающей Любви на земле и превращения в «материал», чтоб «унавозить» собой для кого-то будущую, предустанов ленную Богом всеобщую гармонию. Это — личность, познающая экзис тенцию; для нее, по замечанию Н. О. Лосского, характерно «отталкивание от действительности и ослабленное восприятие реальности» [1]. Романы же Л. Н. Толстого поражали современников «вседневносгью» содержания. Так, если взять роман «Анна Каренина», то, по з а м е ч а н и ю 214
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=