ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

r f l ' публикацию исчезла, к сожалению, вместе с закрытием того академи­ ческого института, в котором автор этих строк работал. Диаграмма социального расслоения корреспондентов и их воп­ росов к Толстому огромна. Разумеется, в потоке этой корреспонденции есть письма, характе­ ризующие свойственный времени повальный интерес к автографам,— их можно отложить в сторону (хотя даже здесь проглядывается особое уважение к адресату). Большинство писем имеет все же самый серьез­ ный характер: их авторы относятся к литераторам и переводчикам, издательствам и журналам, теологам и религиозным философам, хрис­ тианским рабочим, просветительным союзам и политикам, сексологам и педагогам, вегетарианцам и социальным реформаторам — от беспре­ кословных сторонников до сомневающихся и ярко выраженных про­ тивников — и касаются они публицистически-религиозного творчества не менее, чем художественною творчества. Как жить? Каким должен быть этот мир, каким должно быть новое столетие? С кем быть? Сущ­ ность содержания этих писем сводится в основном к этим вопросам, если попытаться свести их к общему знаменателю. Удивительно быстрой была реакция немецкой публики на то, что делается с Толстым в разные моменты его жизни: после отлучения от Церкви сразу приглашают Толстого жить в Германии. Огромное эхо вызывает в 90-е годы толстовская акция «Помощь голодающим»: во многие письма были вложены деньги. Остановимся здесь на мгновение, чтобы размышлять об одном слу­ чае, который можно назвать той «связью времен», из-за которой стоит заниматься этими письмами,— они и наше общее прошлое: 17 марта 1903 г. некий Густав Винекен пишет Толстому письмо, в котором признает, что Толстой стал «для многих оракулом и нрав­ ственным авторитетом». Фамилию Винекен трудно найти в сегодняшних лексиконах, но все же удалось о нем узнать, что он является создателем экспериментальной «Свободной школы Викерсдорф» в Тюрингии. Цель его педагогического эксперимента состояла в том, чтобы школа превра­ тилась в «модель будущей жизни». Одним из поклонников деятельности Винекена тогда оказывается молодой Альфред Курелла, который только потом, после Первой мировой войны, возьмет курс на радикальные ле­ вые позиции и которого докладчик помнит лично. Во время фашизма он, между прочим, жил в Москве, был переводчиком творчества Чернышев­ ского, Герцена и Белинского. Круг замкнут. Получился новый. Но кто же опровергает связь всех этих начинаний?!. (Школа Винекена с о х р а н и л а с ь XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 206

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=