ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
«объяснять в себе, а не в каких-то фантастических существах — дьяволе и Адаме, которых я и представить себе не могу» [12]. Еще одно немаловажное различие между кантовской и толстовской трактовками догмы творения мира состоит в том, что они по-разному расценивали функциональное значение религии и науки в разрешении мировоззренческих проблем, в том числе и в описании процессов формиро вания нашей Вселенной. Для немецкого философа свойственно пиетическое отношение к научным истинам. Он черпает аргументы для теологичес ких построений, впрочем как и для разработки всей трансцендентальной философии, из математики и других естественнонаучных дисциплин. С его точки зрения, только тот анализ, который построен в соответствии с науч ными максимами и принципами, способен раскрыть нам подлинную при роду земных и небесных явлений. Религия же призвана восполнить людские слабости. В его научных исследованиях она выступает под флагом «лениво го» и «извращенного» разума — для исполнения действующих в обществе моральных предписаний пользуется постулатами, предлагающими индивиду строго следовать категорическому императиву и сулящими ему в награду за это оказаться счастливым; в правовом и политическом поведении — специ фическим перстом, указующим человеку пути к достижению Царства Божь его, т. е. к установлению справедливости и вечного мира на Земле. В противоположность кантовскому чрезмерному благоволению к на уке Л. Н. Толстой не видит в ней высшей ценности, по крайней мере высокого почтения к научным достижениям он не выказывает. Может быть, это результат того, что Л. Н. Толстой в первую очередь писатель, а потом уж философ. Ценностные формы сознания для него ближе всех других. Наука, по его мнению, не может дать верных ответов на жи вотрепещущие мировоззренческие вопросы, поскольку исследует лишь конечные предметы. Исследовать бесконечное, лежащее за пределами чувственности, вовсе не ее задача, а призвание и прерогатива философии. Но и философия, по убеждению писателя, не дает на них должных отве тов. Каждый крупный философ обычно лишь переформулирует главные вопросы бытия и приходит к выводу, что они по сути неразрешимы. Одна религия разрубает гордиев узел. Она, правда специфическим образом, снабжает нас положительным решением. Ее-то мы и должны поставить на Первое место. «Как ни храбрись привилегированная наука с философией,— Подчеркивает Л. Н. Толстой,— уверяя, что она решительница и руково дительница умов,— она не руководительница, а слуга. Миросозерцание ________________________________ Л. Н. Толстой как философ 2 0 3
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=