ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Ведь осдлысление значимых для человека природных и социальных реалий есть непременное условие, без соблюдения которого любое созданное мудрецами здание мира может разрушиться. Земля, небо, флора, фауна, общество, семья, государство и другие жизненно важные явления дей­ ствительности имеют чрезвычайную ценность для людей. Они обеспечи­ вают бытие и ориентацию индивидов в сложном стратифицированном мире. Добывая себе средства к существованию, человечество всегда стре­ милось постичь их природу и причины появления. Этот же методологический принцип построения философской кар­ тины мира мы обнарркиваем в кантовских произведениях. Подобно христианским мыслителям немецкий философ в самых первых своих работах обращается к проблемам устройства Вселенной, стремится выяс­ нить место планеты Земля среди небесных тел, решить вопросы ее воз­ никновения и последующего развития. Так, в сочинении «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения» Кант озабочен тем, как устроена земная обитель человека, как долго она может существовать и хранить нашу жизнь, стареет ли она и виден ли ее неизбежный конец. Решая эти проблемы, он и с х о д и т и з т о г о , ч т о появление Земли связано с деятельностью небесного Отца, сотворившего весь мир. Хотя, подчеркива­ ет немецкий философ, «в божественном откровении мы не находим ника­ ких сведений относительно того, следует ли теперь считать Землю юной или старой, находящейся в состоянии расцвета или упадка сил», тем не менее «оно указало нам время ее образования и период ее детства..» [3]. Другими словами, немецкий философ не порывает с библейским учением; он считает главным творцом окружающего нас мира небесного владыку. Этот тезис о сотворении мира верховным властителем И. Кант сохраняет и в последующих трудах, начиная с «Всеобщей естественной истории и теории неба» и заканчивая знаменитыми «Критиками...». Кстати говоря, Л. Н. Толстой тоже не сомневается в том, что наша Вселенная есть продукт божественного творения. «Бог для меня,— указывает рус­ ский писатель,— и для всякого верующего есть прежде всего начало всех начал, причина всех причин, есть существо вне времени и про­ странства, крайний предел разума» [4 ]. Принятие Бога в качестве первопричины мира — важное сви д е­ тельство близости философско-теологических конструкций И. Канта и Л. Н. Толстого. Оно говорит о том, что оба мыслителя вовсе не ставят своей целью полное ниспровержение религиозных авторитетов. А теи сти ­ ческие взгляды на мироздание для них чужды, они их не приемлю т XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 198

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=