ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Ведь осдлысление значимых для человека природных и социальных реалий есть непременное условие, без соблюдения которого любое созданное мудрецами здание мира может разрушиться. Земля, небо, флора, фауна, общество, семья, государство и другие жизненно важные явления дей ствительности имеют чрезвычайную ценность для людей. Они обеспечи вают бытие и ориентацию индивидов в сложном стратифицированном мире. Добывая себе средства к существованию, человечество всегда стре милось постичь их природу и причины появления. Этот же методологический принцип построения философской кар тины мира мы обнарркиваем в кантовских произведениях. Подобно христианским мыслителям немецкий философ в самых первых своих работах обращается к проблемам устройства Вселенной, стремится выяс нить место планеты Земля среди небесных тел, решить вопросы ее воз никновения и последующего развития. Так, в сочинении «Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения» Кант озабочен тем, как устроена земная обитель человека, как долго она может существовать и хранить нашу жизнь, стареет ли она и виден ли ее неизбежный конец. Решая эти проблемы, он и с х о д и т и з т о г о , ч т о появление Земли связано с деятельностью небесного Отца, сотворившего весь мир. Хотя, подчеркива ет немецкий философ, «в божественном откровении мы не находим ника ких сведений относительно того, следует ли теперь считать Землю юной или старой, находящейся в состоянии расцвета или упадка сил», тем не менее «оно указало нам время ее образования и период ее детства..» [3]. Другими словами, немецкий философ не порывает с библейским учением; он считает главным творцом окружающего нас мира небесного владыку. Этот тезис о сотворении мира верховным властителем И. Кант сохраняет и в последующих трудах, начиная с «Всеобщей естественной истории и теории неба» и заканчивая знаменитыми «Критиками...». Кстати говоря, Л. Н. Толстой тоже не сомневается в том, что наша Вселенная есть продукт божественного творения. «Бог для меня,— указывает рус ский писатель,— и для всякого верующего есть прежде всего начало всех начал, причина всех причин, есть существо вне времени и про странства, крайний предел разума» [4 ]. Принятие Бога в качестве первопричины мира — важное сви д е тельство близости философско-теологических конструкций И. Канта и Л. Н. Толстого. Оно говорит о том, что оба мыслителя вовсе не ставят своей целью полное ниспровержение религиозных авторитетов. А теи сти ческие взгляды на мироздание для них чужды, они их не приемлю т XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 198
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=