ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

певшим на него. Князь Андрей вспомнил все, и восторженная жалость и любовь к этому человеку наполнили его счастливое сердце. Князь Андрей не мог удержаться более и заплакал нежными, любовны­ ми слезами над людьми, над собой и над их и своими заблуждениями. “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидя­ щим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне было жалко жизни, вот оно то, что еще оставалось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!”» [8]. Ограничимся этими немногочисленными иллюстрациями. Мы ни в коем случае не ставили задачей литературоведческий анализ темы про­ щения в творчестве Л. Н. Толстого, а хотели лишь показать, что его произведения могут служить первоисточником рефлексивной информации для исследования психологии прощения. В заключение хотелось бы вернуться к теме, вынесенной в заглавие. В чем же состоит, казалось бы, столь очевидная связь понятий «непро­ тивление злу насилием» и «прощение»? Представляется, что ответ на этот вопрос так же прост, как и парадоксален. Непротивление злу на­ силием является одним из условий прощения (можно спорить, обязатель­ ным ли). Но — что гораздо важнее — прощение, в свою очередь, выступает одним из главных способов выстоять (не сломаться, не сдаться, но и не разрушиться, не потерять себя) в непротивлении. П рим еч ани я 1. Папуш М. П. Нереальная действительность, в которой живут люди // Модели мира - М., 1 9 9 7 ,- С. 1 3 9 -1 4 5 . 2. Толстой A. Н. Анна Каренина // Толстой A. Н. Собр. соч.: В 20 т.— 1963 - Т. 8 , - С. 4 7 9 -4 8 2 . 3. Там же - С. 4 7 7 -4 7 8 . 4. Там же.— С. 87. 5. Там же.— С. 478. 6. Там же.— С. 480—485. 7. Там же,— С. 505. 8. Толстой A. Н. Война и мир.— М., 1980.— С. 267. _________________________ А. Н. Толстой как философ 193

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=