ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Л. Н. Толстой как философ FUs.C- исследует дальнейшую судьбу тех чувств и решений, которые человек принимает и переживает на пике события. Проиллюстрируем это несколькими эпизодами взаимоотношений героев «Анны Карениной» и «Войны и мира». Вот удивительная в своей предельной простоте формулировка зап роса на прощение: «Умру с прощением спокойнее»,— говорит лежащая в смертельно опасной горячке Анна, ожидая мрка, и повторяет ему: «Одно мне нужно: ты прости меня, прости совсем! < ...> И ничего я больше не хочу». Эта просьба оказывается неотрывной от представления о глу бинных душевных качествах того человека, к которому она направлена: «...Он бы простил.. Он сам не знает, как он добр!» [2]. Более сложный с точки зрения рефлексивной структуры вариант запроса на прощение — у Левина, отдавшего свой дневник Кити, кото рая без этого и не узнала бы о том, что он считает своей виной перед ней. «Он знал, что между им и ею не может и не должно быть тайн, и потому он решил, что так должно; но он не дал себе отчета о том, как это может подействовать...» Когда Левин обнаруживает, что своей обнаженной от кровенностью причинил ей страдание, его потребность в прощении ста новится многослойной. Соответственно и то прощение, которое дает ему Кити, имеет двойной вектор: оно касается как содержания самораскры тия ее жениха (его прошлого, описанного в дневнике), так и собственно действия самораскрытия (передачи ей дневника) [3]. Что означает «простить»? — этот вопрос герои Толстого также ре шают по-разному. Так, Анна советует Долли (после того, как открылась измена Стивы): «Да, я простила бы. Я не была бы тою же, да, но прости ла бы, и так простила бы, как будто этого не было, совсем не было» [4]. То есть содержание прощения должно быть как бы вытеснено если не из сознания, то, по крайней мере, из тематики будущих взаимоотношений. А Кити, со всей искренностью прощая Левина, восклицает: «...я прости- • но это ужасно!» [5]. Таким образом, обсркдаемыми остаются не т°лько содержание, но и эмоциональная оценка события, что не мешает Свершиться акту прощения. В тех главах «Анны Карениной», где происходят события, связан- HbIe с болезнью Анны, содержится развернутое описание всего процесса 'Роцения, который совершается в душе Каренина. Прологом к началу ^ ° Го процесса оказалось стремление «соблюсти приличия», простив уми- ЧГую— если она не обманывает — жену, при этом одновременно «он ^ ее смерти». Увидев ее страдания, Каренин «почувствовал прилив 191
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=