ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

при котором осознание ситуации «здесь и теперь» подменяется фантази­ рованием на темы «там и тогда»: «Как вспомню, что я тебя не девушкой взял!..» — восклицает муж после десяти лет супружества. При этом эмоци­ ональное переживание тесно сопряжено с когнитивной ошибкой в вос­ приятии ситуации [1]. Механизм прощения , таким образом, предполагает не избавление от памяти о событии, а определение для него нового контекста, включение себя и партнера в другую ситуацию. По «вертикали» это означает созна- вание собственного нравственного несовершенства («все грешны, все равны перед Богом»). По «горизонтали» — возвращение в реальное ме­ сто и время (в здесь и сейчас), например осознание, что и человек, нанесший «обиду», и человек, претерпевший ее,— уже не совсем те, какими были до ее нанесения; осознание собственной сопричастности формированию события «обиды» и т. д. Само состояние прощения/прогценности традиционно связывают с понятием «отпускания», освобождения. Это — расставание с прошедшим событием, завершение гештальта ситуации, открытие своих чувств и мыслей для нового опыта. Однако здесь снова нужно признать, что мы не можем пока описать поэтапно процесс завершения гештальта, объяснить таинство перехода от поисков нового контекста к переживанию свершившегося про­ щения. Для этого есть пока только слова, например «инсайх» или «чудо». * * * Итак, выше алы предложили приблизительный эскиз научно-пси­ хологического описания феномена прощения. Однако он, естественно, не передает богатства нюансов описываемого явления. Чтобы проана­ лизировать глубину и сложность задачи психологического постижения феномена прощения, обратимся к творческому наследию Л. Н. Толстого Толстой, отталкиваясь от христианской традиции, подробно исследует психо­ логический аспект прощения: как решение о прощении вызревает в душе человека, как прощение совершается, какими побочными эф ф ектам и сопровождается. Достаточно взять наугад любое из его произведении, чтобы получить представление о многообразии феноменологии проц}е" ния: мы обнаруживаем описание тончайших оттенков чувств, нюансов протекания процесса, более того, рефлексии человека по поводу самого события прощения, совершающегося в нем. Толстой не только просле' живает процесс прощения от самого его зарождения до кульминации, Международные Толстовские чтения. Часть 2

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=