ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

время ее регламентируют как внешние действия (со всеми 1 тримириться, посещать службы, поститься, подробно называть и не утаивать свои грехи, не оправдываться), так и внутренние (простить обиды, вспомнить свои прегрешения), а также установки и состояния («живая вера», «сокрушение сердечное», надежда на милосердие, решимость не возвращаться к своему греху)- Таким образом, с одной стороны, конституируется в качестве базового требование рефлексивного внимания, причем не только к своим действиям, но и — наиболее пристального — к своему внутреннему миру. С другой стороны, задается — через диалог — внешняя структура акта прощения (что нужно делать), которая постепенно становится внутренним психологическим механизмом. Однако как совершается этот переход от внешнего поведения прощения к внутреннему — остается тайной. Что представляет собой акт прощения с точки зрения психологи­ ческих механизмов его инициирования и осуществления? Житейское сознание связывает прощение с разнообразными действиями: «простить — значит забыть», «простить — понять», «простить — отпустит»). В ситуации, когда наносится обида (от специфического взгляда, слова до физического ущерба), переживание недовольства, как правило, явля­ ется взаимным («Он первый начал!», «Он меня спровоцировал!»), пост­ радавшая сторона сопричастна формированию события. Просить о про­ щении нанесенной обиды или простить — что раньше? Представляется логичным, что первое невозможно без предварительного осуществления второго. Но формула религиозного обычая гласит: «Бог простит»,— от­ четливо обозначая запрет человеку судить о виновности другого челове­ ка. Иными словами, прощение как бы предполагает предварительное установление «виновности», т. е. нравственно-оценочного аспекта ситуа­ ции. Такое установление вряд ли возможно без знания широкого (в пре- Аеле ~ бесконечного) контекста события (точка зрения оценивающего Расположена вверх по «вертикали»). Реальным (для «горизонтально» вза­ имодействующих партнеров) содержанием ( предметом) прощения мо- >кет являться переживание (чувство) обиды. Некоторые психотерапевтические школы включают чувства обиды и вины в ряд «отрицательных эмоций», которые лишают эмоциональную связь между людьми непосредственности, подлинности. Так, М. Папуш °тмечает, что в этом случае эмоциональная связь «основывается на аМечательном “бы” — “если бы ты вела себя иначе”, “если бы ты был Другим — то есть на нежелании воспринимать то, как обстоят дела в реаль­ ности». Сослагательное наклонение указывает на тот «разлом реальности», Л. Н. Толстой как 1 8 9 философ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=