ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Л. Н. Толстой как философ Идея ненасилия имела огромное практическое значение в полити ч еск о й жизни страны. Непрекращающиеся войны, уносившие тысячи людских жизней, вызывали гнев и возмущение писателя. Как участник Крымской войны он призывал простых солдат отказаться от участия в воен н ы х действиях. В издании «Свободное слово» в 1902 г. вышли «Солдатская памятка» и «Офицерская памятка», которые распространялись в армии. В них звучали слова «не убий» как напоминание о том, что человек всегда отвечает за свои поступки. Так Толстой взывал к совести и любви. Ряд толстовцев-подвижников, взяв на вооружение отказ от военной служ бы, распространяли эти идеи не только в России, но и на Западе. В 1895 г. в Англии была издана книга толстовца Е. И. Попова «Жизнь и смерть Евдокима Никитича Дрожжина, сельского учителя Курской губернии, который, отка завшись от военной службы, умер в тюрьме». Брошюра В. Г. Черткова «Где брат твой?» повествовала об отношении русского правительства к духоборам, отказавшимся от воинской слркбы. И таких примеров очень много. Таким образом, нравственные идеи Л. Н. Толстого, столь активно обсуждавшиеся в прошлом и поставленные как проблема в современный период, актуальны и значимы. Они имели и имеют своих последователей не только в России, но и на Западе. Рассмотрение формирования мо ральных взглядов в единстве субъективных и объективных факторов дает нам основание утверждать, что развитие нравственных принципов на основе субъективных психологических наблюдений мыслителя в то же время отражало объективную реальность политической обстановки в стране. Примечания 1. Толстой Л. Н. Тайный дневник.— Ростов н/Д, 1998,— С. 214. 2. Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т.— М., I960 - Т. 1 - С. 62. 3. Цит. по: Гончаров Н. К. Педагогические идеи и практика А. Н. Толстого.— М., 1963.— С. 195. 4. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т.— М., 1992,— Т- 8 . - С. 402. 5. Там же. 6. Там же.— С. 48—49. 7. Там же. 8. Пряникова В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагоги- Ческой мысли - М., 1985 - С. 72. 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=