ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

другого, за что впоследствии был отправлен в заключение. Председатель совета товарищества «Свободный пахарь» Я. Д. Драгуновский говорил, что преступление сделает тот, кто лишит крестьянина земли. Вспоминая О Сергее Булыгине, Е. Ф. Шершнева писала: «Сережа верил в практичес­ кую возможность этого всемирного братства, в установление для этой цели особой аграрной реформы землеустройства по системе Генри Джорджа Сережа долго и упорно думал об этом, составил план и проект реформы и позднее, уже в 30-е годы... отвез свои материалы в ЦК ВКП(б)... его арестовали, и он рке больше никогда не вернулся на свободу» [15]. Последователи Толстого рассматривали существование коммуны как способ духовного единения. Основой всего провозглашался труд на земле. Б. В. Мазурин вспоминал: «Мы считали, что нести каждому человеку свою долю тяжелого, но необходимого физического труда по добыванию хлеба, постройке жилища, добыче топлива и одежды — есть естественный закон жизни. Исполнение его легко и радостно и в то же время дает человеку огромные преимущества, делая его физически здоровым, живущим в общении с природой, не допускает изнеженные, превратные, извращен­ ные представления о жизни, способствует правильному воспитанию детей, делает людей независимыми и равными членами общества» [16]. Толстовские коммуны, возникавшие порой стихийно, не всегда отвечали требованиям и взглядам самого Толстого. Тем не менее практическое значе­ ние нравственных идей писателя в аграрном вопросе неоспоримо. В 30-е годы, во времена советской власти, все толстовские общины были ликвидиро­ ваны в связи с тем, что фактически являлись вызовом новой сельскохозяй ственной системе — колхозам. Н о идеи Толстого, хоть и весьма утопические (каждый человек в идеале должен был прикладывать свои физические усилия, работая на земле), все же провозглашали труд как ценность и способствовали более пристальному отношению патриархального крестьянства. Историк Г. И. Щетинина в монографии, посвященной анализу соци­ ально-реформаторской программы Л. Н. Толстого, отметила уникальную практическую роль нравственных идей писателя в аграрной сфере. «При­ менение принципа “непротивления злу насилием” к решению в толстов­ ском духе аграрного вопроса,— пишет исследователь,— не оставляет мести представлению о пассивности его доктрины. Предлагались, по существу, радикальные меры. Эти меры оказались очень эффективными (при оп­ ределенных международных условиях) в национально-освободительном движении Индии. В многонациональной же России при разрешении ост­ рых социальных проблем эти рецепты казались утопией» [17]. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 184

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=