ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
так как именно она определяет смысл и значение человеческой деятель ности и придает воспитуемой личности внутреннюю цельность» [10]. По нашему мнению, единство субъективных и объективных факто ров, формирующих нравственные идеи Л. Н. Толстого, явилось отраже нием и его общественной деятельности. Педагогика стала тем методом, благодаря которому писатель на практике применил идею ненасилия. Его концепция, на первый взгляд столь утопичная, частично была реализова на мыслителем. Важным остается и тот факт, что Толстой, выступая за совместное использование объективного и субъективного начал в вопросах воспитания, предпочтение все же отдавал эмоционально-психологи ческому восприятию личности. Такой вывод позволяет нам утверж дать, что и сам он чаще доверял своим внутренним субъективным переживаниям, нежели рациональным, объективным. Практическое значение нравственных идей мыслителя имело место в разных сферах общественной жизни. Об этом писал основатель ком муны «Жизнь и труд», один из самых искренних и мужественных пос ледователей А. Н. Толстого Б. Мазурин: «Идеи Толстого не какая-то выдумка для узкого круга, его учение охватывает широкий круг нрав ственных, религиозных и общественных вопросов, которые естествен но присущи в той или иной мере всем людям» [11 ]. Аграрный вопрос был одним из главных вопросов, волновавших мыслителя. Взяв за основу религиозно-христианское учение, он напо минал о том, что зел 1 ля и все, что на ней,— божье. Материальную нужду и недостатки писатель субъективно относил к личностному, духовному несовершенству человека, не увидев в них общественно- политических корней: «...сила событий никак не в материальных усло виях жизни, а в духовном настроении народа» [1 2 ]. Современный исследователь Л. В. Беловинский, поддерживая Плеханова и Троцкого, утверждал, что в творчестве Толстого присутствует аристократизм и по своим взглядам он близок к арисгократически-консервативному крылу народничества. По его мнению, мыслитель равнодушно и даже отрицательно отнесся к крестьянской реформе: «прошел мимо буржуазных реформ», был «индифферентен к правительственной реакции 80—90-х гг.» [13]. С таким утверждением мы не можем согласиться уже потому, что Л . Н. Толстой собственным примером показал свою близость с простым народом, необходимость трудиться на земле, подтвердил е с т е ст в е н н о е стремление человека жить в единстве с природой, право свободного пользования ее ресурсами. Толстой научился пахать землю, косить, шить XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 182
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=