ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
rfdL' я/" XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 С. М. П екарская Курск НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕИ Л. Н. ТОЛСТОГО В ПРАКТИЧЕСКОМ ВОПЛОЩЕНИИ Ценным в моральном учении А. Н. Толстого всегда считалась про поведь духовного совершенства человека. Но его идеи гуманизма объявля лись назидательными и оторванными от объективной действительности Среди исследователей преобладало такое мнение, что призывы Толстого к всеединству, миру, любви и совести ценны и значимы лишь своей вдохно венностью, высокой идейностью, оптимизмом и верой в возможное дос тижение счастья на земле, но на практике идеи неприменимы. Нрав ственные идеи Толстого рассматривались как фантазии, неосуществимые в реальной жизни. В связи с этим мы попытаемся глубже и обстоятельнее рассмотреть значение идей Л. Н. Толстого, которые имели практическое применение в общественном устройстве страны. В дневнике 1901 г. мыслитель с чувством духовной удовлетворенно сти и выполненности морального долга писал: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на слркение людям Это были: школы, посредничество, голодающие и религиозная помощь» [1] Альтруизм сопутствовал ему в процессе всей его нравственной, духовной эволюции. Характерно, что Толстой, критика в адрес которого чаще все го была направлена на неосуществимость мечтаний о братстве и ненаси лии, именно на деле стремился доказать жизненность и стойкость своих идеалов. Широта мысли писателя и всеобъемлющий характер интересу ющих его вопросов определили сферы деятельности, в которых он пытался реализовать или реализовал свои замыслы. Этими сферами стали народное образование, сельское хозяйство, литература, религия, политика, военная и социальная структуры. Впервые о своей полезности и практической значимости Толстой задумался будучи студентом Казанского университета 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=