ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

устанавливается последовательность. Вот в ней-то все и дело. После­ довательность же эта дается только разумением жизни.. Скажу откровен­ но всю свою мысль: мы все знаем основной догмат веры этой ложной опытной науки. Существует материя и ее энергия. Энергия движет, движение механическое переходит в молекулярное, молекулярное выра­ жается теплом, электричеством, нервной мозговой деятельностью. И все без исключения явления жизни объясняются отношениями энергий. Все так красиво, просто, ясно и, главное, удобно... Мне известно, что такие-то мысли и чувства происходят от таких-то движений. Ну и что ж? Могу ли я или не могу руководить этими движениями, чтобы возбуж­ дать в себе такие или другие мысли? Вопрос о том, какие мне надо возбуждать в себе и других мысли и чувства, остается не только нере­ шенным, но и даже не затронутым» [6 ]. В науке более распространено мнение, что человеческий дух есть психика, понимаемая как свойство высокоорганизованной материи; дух, духовность — это прежде всего высшие проявления психики — бескорыст­ ная потребность в познании и слркении миру. Но как психика, являясь свойством самой материи, способна управлять материей? Психика, уп­ равляющая телом и в своем высшем — духовном — состоянии превос­ ходящая индивидуально-биологические и социально-групповые потребности и интересы, охватывает весь мир, становится духом, трансцендентным телу и личности. И такое научное толкование духовного сознания приближает­ ся к трактовке религиозного сознания, в котором человек осознает, что дух пронизывает всю материю Вселенной, что он един со Вселенной, макси­ мально проявлен в человеке, но нигде не изолирован от Вселенной, един с ней, а следовательно, со всеми живыми существами, со всей материей и энергией Космоса. Чем более он чувствует это, тем более он способен учитывать интересы и потребности других, бьггь более нравственным. Жизнь человека, ориентированного на развитие духа (сознания, разума, постига­ ющего свою связь с миром, Космосом), имеет более глубокий, бессмерт­ ный, смысл и внутри и вне времени и пространства, чем жизнь человека как биологического и даже как социального существа. Толстой не только осознал духовную сущность человеческого «Я», но и указал на неразрывную связь представлений человека о себе как духовн ом или биологическом существе с нравственностью и смыслом его жизни. Но осознание человека прежде всего как духовного существа, сп о со б ­ ного и должного возвыситься над своей биологической и социальной при­ родой, пришло к Толстому в зрелые годы. «Так я жил, но пять лет тому XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 166

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=