ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
как я, миллионы миллионов людей, из моего праха вырастет трава и траву поедят овцы, а овец съедят люди, и от меня никакой ни пылинки, ни памяти не останется! Разве не ясно, что я ничто? Ничто-то ничто, да только ничто это понимает себя и свое место в мире. А если оно понимает, то понимание-то это не ничто, а что-то такое, что важнее всего этого бесконечного мира, потому что без этого понимания во мне и других подобных мне существах не было бы и всего того, что я называю этим бесконечным миром» [3]. Толстой понимает, что физически, как телесно-биологическое суще ство, человек мал и конечен, но в нем есть то, что люди называют созна нием, разумом, духом — высшей, духовной, сущностью человека, его духовным «Я», без которого человека фактически нет. Дух, сознание, разум человека невидим, неуловим, ничто и все, нигде не локализован, но способен охватить и пространство и врелля. Ученые не могут понять его сущность, его природу. Крупнейший австрийский физик Э. Шредингер пишет: «Итак, мы оказались в следующей замечательной ситуации. В то время как материал, из которого построена наша картина мира, доставляется исключительно из органов чувств как органов разума, так что картина мира каждого конкретно го человека является и всегда остается построением его разума, причем дока зать другое ее существование невозможно, сам сознательный разум остается в этой конструкции чужаком, у него нет в ней жизненного пространства, его невозможно засечь в какой-либо точке этого пространства» [4]. Э. Шредингер приводит очень точное замечание К. Г. Юнга: «Вся на ука (Wissenschaft) все же является функцией души, в которую уходит кор нями все знание. Душа является величайшим из всех чудес космоса, это conditio sine qua non (необходимое условие) мира как объекта. Сильно Удивляет то, что западный мир (за очень редким исключением), по-видимо- МУ, не ценит это. Поток внешних обьектов познания привел к отходу субъекта всего познания на второй план, часто в очевидное небытие» [5]. Л. Н. Толстой не только подметил этот недостаток современной Науки, но и показал необходимость изучения духовной сущности челове ческого Я: «Говорят обыкновенно: наука изучает жизнь со всех сторон. Аа в том-то и дело, что у всякого предмета столько же сторон, сколько Р^иусов в шаре, т. е. без числа, и что нельзя изучать со всех сторон, а 11аА° знать, с какой стороны важнее, нужнее и с которой менее важно Менее нужно. Как нельзя подойти к предмету сразу со всех сторон, так сразу и со всех сторон изучать явления жизни. И волей-неволей ___________________________ А. Н. Толстой как филоса 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=