ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Л. H. Толстой как философ и,“ -— 1 И- в . Ежов Тула ОСОЗНАНИЕ Л. Н. ТОЛСТЫМ ДУХОВНОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В последнее время философы, психологи, педагоги все чаще обраща­ ются к проблеме духовно-нравственного развития личности. Л. Н. Толстой как философ, писатель и педагог внес огромный вклад в развитие духовной культуры. Его произведения оказали и поныне ока­ зывают большое влияние на духовно-нравственное становление многих людей. Краеугольным каллнем и отправной точкой духовно-этической философии Толстого является осознание им духовной природы человека, духовной сущности человеческого Я. «Страх смерти всегда происходит в людях оттого,— говорит Толстой,— что они страшатся потерять при плот­ ской смерти свое собственное “я”, которое — они чувствуют — составляет их жизнь. Я умру, тело разложится, и уничтожится мое “я”. “Я” же это мое есть то, что жило в моем теле столько-то лет. Люди дорожат этим своим “ гг” . . « » V/ я , и полагая, что это я совпадает с их плотской жизнью, делают заклю- чение о том, что оно должно уничтожиться с уничтожением их плотской Жизни. Заключение это самое обычное, и редко кому приходит в голову Усомниться в нем, а между тем заключение это совершенно произвольно. Люди, и те, которые считают себя матерьялисгами, и те, которые считают спиритуалистами, так привыкли к представлению о том, что их “я” ^ть то их сознание своего тела, которое жило столько-то лег, что им и не приходит в голову проверить справедливость такого утверждения» [1]. Как же понимает Толстой истинную сущность человеческого Я? Прежде всего, он начинает осознавать, что жизнь человека и как инди- вНдно-биологического существа и как социального существа — личности — Ременна, ограниченна и все его деяния ради себя самого бессмысленны, 163

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=