ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
ч/" XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 А. Б. Грамолин Екатеринбург МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЛЬВА ТОЛСТОГО КАК ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ АВТОЭВОЛЮЦИИ Как ни парадоксально это может прозвучать, но есть основания утверждать, что менталитет современного человека во многом схож с мен талитетом первобытного человека эпохи верхнего палеолита, когда люди добывали себе пропитание охотой и собирательством. Вот очевид ные факты: это и приоритет материальных ценностей над духовными, характерный для современного общества потребления и ведущий к разно образным преступлениям, локальным и крупным вооруженным конф ликтам; и хищническое природопользование, грозящее глобальной экологической катастрофой; и бесконечный поиск врагов — в виде стран- «нзгоев», «осей зла», международного терроризма, американского велико державного империализма и т. д. Религиозная духовность (в традицион ном понимании) также не способствует установлению прочных дружеских отношений между представителями различных религий и верований и часто слркит основой взаимного неприятия и даже вооруженных столкновений. Мир сохраняет свою первобытную раздробленность в представлении со временного человека, делящего все общество на «своих» и «чрких», будь то семья, корпорация, клан, страна, нация, раса и т. д., и т. п. В совре менном мире царят менталитеты либо местечкового временщика, ж ела ющего здесь и сейчас имущественно обогатить себя, а в лучшем случзе ближайших родственников и потомков, либо религиозного фанатика, спо собного принести на жертвенный алтарь и жизни иноверцев, и свою собственную жизнь. Часто местечковый менталитет прячется за ширму национального достоинства и патриотизма (хотя последние даже в чис том виде, как правило, служат делу объединения одних людей против других). Ксенофобия процветает; социал-дарвинизм, прикрываясь либе рально-демократической демагогией, торжествует. 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=