ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого А. Шайденко, А. А. Орлов, Е. Д. Мелешко и др.). «Школа Л. Н. Толстого» придерживается позиций гуманистичес­ кого подхода к развитию личности, согласно которому в человеке за­ ложена глубинная потребность и потенциальные возможности сохра­ нения и улучшения как своей жизни, так и окружающего мира, при­ роды, общества, человечества в целом. Авторы проекта далеки от механического воссоздания такого типа школы, которая была организована писателем в середине XIX в. в Ясной Поляне для крестьянских детей. Они сохранили полную свободу в интер­ претации ряда толстовских идей, развив их в русле актуальных проблем образования рубежа XX—XXI вв. и согласно собственным представлениям о школе будущего. Вместе с тем в самом названии проекта указана доминиру­ ющая роль философско-педагогических открытий Толстого, его просвети­ тельских взглядов на сущность жизни человека и человечества. Приоритетным направлением в деятельности толстовских школ является этическое образование. Л. Н. Толстой как философ Примечания 1. Ильин В. Н. считал, что толстовство «проявляется в виде “свое­ образного протестантизма” в лоне православной страны, даже в лоне самого православия» (Ильин В. Н. Миросозерцание графа A. Н. Толстого. М., 2002.— С. 152). Аналогичной точки зрения придерживаются Н. А. Бердя­ ев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, С. Л. Франк. 2. Толстой A. Н. Соединениеи перевод четырех Евангелий // Толстой Л. Н. Полн. собр. соч.: В 90т. (Юбил. изд.).— М.; А.,1928— 1958 - Т. 24 - С. 7. 3. Там же.— С. 8. 4. Толстой Л. Н. Исповедь // Там же,— Т. 23.— С. 35. 5. Там же.— С. 46. 6. См.: Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых НаЧал для философии // Критика и эстетика,— М., 1979. 7- Толстой Л. Н. Путь жизни,— М., 1993.—С. 18. 8- Толстой Л. Н. Круг чтения.— М., 1991,—Т. 1.— С. 414. 9- Там же.— С. 413. Ю. Там же,— С . 466. 11- Николай Кузанский. Сочинения: В 2 т.— М., 1979.— Т. 1.— С. 364. 149

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=