ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

'|и XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 Н. В. Кудрявая Москва АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов," Ломоносовых., а они кишат в каждой школе. А. Толстой Можем ли мы сегодня сказать, что в полной мере воспользовались педагогическим наследием Л. Н. Толстого для решения осознанных им столь грандиозных задач духовного возрождения России и нравствен­ ного воспитания? Драматическая ситуация непонимания глубинных ас­ пектов педагогики Толстого не разрешена полностью и поныне. И свя­ зано это с уровнем развития наук о человеке, препятствующих этому пониманию. Как случилось, что почти на целое столетие жители России, много­ численные почитатели его художественного творчества, были лишены возможности читать и изучать его произведения периода создания рели­ гиозно-нравственного учения? Именно в этих произведениях проведена первая в истории человечества гуманитарная экспертиза наук о человеке, искусства, культуры, образования [3]. Благодаря педагогике, которая оказалась инструментом одновременно познания и проверки высказанных идей о развитии и становлении чело­ века, гуманизации образования, человечество может сверять по Толстому нелегкий путь становления наук о человеке. Не будучи ученым, Л. Н. Тол­ стой использовал такие методологические подходы большой разрешающей способности по оценке возможностей человека на пути самосовершен­ ствования, личностного роста, нравственного развития и психолого-педа­ гогических условий обеспечения этих процессов, как синергетический, 14

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=