ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Л. Н. Толстой как философ 1 мому и есть вера» [10]. Толстовское понимание веры оказывается здесь весьма созвучным точке зрения Николая Кузанского, согласно которой «вью щая мудрость состоит в том, чтобы знать, каким образом непостижимо постигается непостижимое» [11]. Известно, что данная формула познания (inattingible inattingibiliter attingitur) может иметь два значения, смотря по даму, какой момент богопознания, катафатический или апофатический, вы ходит на первый план. Первый смысл данной формулировки означает по стижение путем осознания непостижимости (признание непознаваемос ти), второй смысл — собственно непостижимое (т. е. невыразимо таин ственное) постижение. Очевидно, что толстовское понимание веры как спо соба отношения к непостижимому причастно первому смыслу. Согласно Толстому, духовные начала жизни сверхчувственны и в силу этого неопределимы в терминах рационального знания. Но от этого они не становятся уделом невыразимости мистического переживания. Хотя эти начала и сверхчувственны, вместе с тем они всеми осознаваемы, жизненно достоверны и духовно самоочевидны. Все это свидетельствует о подлинной реальности духовных начал жизни в отличие от субъектив ной, «неподлинной» реальности внешнего мира. «Нам всегда кажется,— замечает Толстой,— что самое ясное, понятное, самое действительно суще ствующее — это все телесное, познаваемое нашими чувствами, а между тем это-то и есть самое неясное, непонятное, противоречивое и недей ствительное» [12]. Толстой своеобразно интерпретирует знаменитую гегелевскую мысль «что разумно, то действительно; что действительно, то разумно», понимая под «разумным» чисто духовное бытие, основными предметами которого являются душа как средоточие человеческой жиз ни, Бог как средоточие всеобщей жизни, любовь как закон духовной Жизни и непротивление злому как критерий и граница духовного бы тия. «Действительно только то,— пишет Толстой, непосредственно раз вивая мысль Гегеля,— что невидимо, неосязаемо, что духовно и что мы познаем в себе и собою. Все же видимое, осязаемое есть произведение Наших чувств и потому только кажущееся» [13]. Познание «в себе и собою» и является, согласно Толстому, основ ным методом «разумной веры», способствующим адекватному посгиже- Нию Духовных предметов. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что Истинная вера опирается не только на личностную полноту ощущения, ЗНания смысла жизни, но и на нравственный опыт всемирной мудрости, который не позволяет сбиться с истинного духовного пути знания. На °СН° Пании этого Толстой приходит к выводу, что познание духовных 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=