ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Л. Н. Толстой как философ 1 мому и есть вера» [10]. Толстовское понимание веры оказывается здесь весьма созвучным точке зрения Николая Кузанского, согласно которой «вью­ щая мудрость состоит в том, чтобы знать, каким образом непостижимо постигается непостижимое» [11]. Известно, что данная формула познания (inattingible inattingibiliter attingitur) может иметь два значения, смотря по даму, какой момент богопознания, катафатический или апофатический, вы­ ходит на первый план. Первый смысл данной формулировки означает по­ стижение путем осознания непостижимости (признание непознаваемос­ ти), второй смысл — собственно непостижимое (т. е. невыразимо таин­ ственное) постижение. Очевидно, что толстовское понимание веры как спо­ соба отношения к непостижимому причастно первому смыслу. Согласно Толстому, духовные начала жизни сверхчувственны и в силу этого неопределимы в терминах рационального знания. Но от этого они не становятся уделом невыразимости мистического переживания. Хотя эти начала и сверхчувственны, вместе с тем они всеми осознаваемы, жизненно достоверны и духовно самоочевидны. Все это свидетельствует о подлинной реальности духовных начал жизни в отличие от субъектив­ ной, «неподлинной» реальности внешнего мира. «Нам всегда кажется,— замечает Толстой,— что самое ясное, понятное, самое действительно суще­ ствующее — это все телесное, познаваемое нашими чувствами, а между тем это-то и есть самое неясное, непонятное, противоречивое и недей­ ствительное» [12]. Толстой своеобразно интерпретирует знаменитую гегелевскую мысль «что разумно, то действительно; что действительно, то разумно», понимая под «разумным» чисто духовное бытие, основными предметами которого являются душа как средоточие человеческой жиз­ ни, Бог как средоточие всеобщей жизни, любовь как закон духовной Жизни и непротивление злому как критерий и граница духовного бы­ тия. «Действительно только то,— пишет Толстой, непосредственно раз­ вивая мысль Гегеля,— что невидимо, неосязаемо, что духовно и что мы познаем в себе и собою. Все же видимое, осязаемое есть произведение Наших чувств и потому только кажущееся» [13]. Познание «в себе и собою» и является, согласно Толстому, основ­ ным методом «разумной веры», способствующим адекватному посгиже- Нию Духовных предметов. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что Истинная вера опирается не только на личностную полноту ощущения, ЗНания смысла жизни, но и на нравственный опыт всемирной мудрости, который не позволяет сбиться с истинного духовного пути знания. На °СН° Пании этого Толстой приходит к выводу, что познание духовных 133

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=