ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
от Декарта, удостоверяющего несомненность истины существования мыс лящего «я», Толстой не удовлетворяется только формулой «я верую, сле довательно, существую». Личностную достоверность веры он пытается подкрепить всеобщим нравственным опытом жизни. Предметы веры даны нам не просто в неком интуитивном адекватном «схватывании». Они открываются прежде всего в опыте общечеловеческой мудрости. Уче ния мудрецов, отраженные в религиях мира, в самом главном сводятся к одному — к тому, чтобы жить в любви со всеми и всегда поступать с ближними так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Четко обозначая единую нравственную основу истинной веры, возводя ее к заповеди любви и золотому правилу нравственности, Толстой тем самым напрямую связывает проблему веры с принципами любви и непротивления злому, развивая общий смысл своего учения как философии непротивления в целом. В окончательном варианте своей философской системы Толстой еще раз уточняет соотношение понятий веры и разума. Прояснение истинной веры, прорыв к самоочевидности и достоверности непосредственных дан ных жизни предполагает не потемнение разума, а, напротив, его очищение, напряжение с целью проверки разумом того, чему учит вера. «Мы не разу мом доходим до веры,— пишет Толстой. — Но разум нужен для того, чтобы поверять ту веру, которой учат нас» [7]. Тем самым Толстой окончательно приходит к формуле «разумной веры», или «верующего разума». Если первыми предметами веры, согласно Толстому, являются жизнь и человек, то высшими предметами веры, выражающими абсолютное духовное средоточие человеческой жизни, являются душа и Бог. «Не бойся откидывать от своей веры все телесное, все видимое, осязаемое. Чем больше ты очистишь духовное ядро твоей веры, тем тверже она будет для тебя» [8 ]. «Во всякой вере истинно только то, что духовно»,— подчеркивает Толстой [9 ]. Человеческая жизнь только тогда может стать предметом истинной веры, когда она рассматривается в чисто духовном смысле, сквозь призму божественности души. Приступая к рассмотрению высших духовных начал жизни, Тол стой, прежде всего, указывает границы их постижимости в рамках «ра зумной веры». Для этого он еще раз выверяет гносеологический меха низм веры: «Вера есть неизбежное свойство души. Человек н е и з б е ж н о верит во что-нибудь. Он неизбежно верит, потому что кроме тех предметов, которые он знает, он еще входит в отношение с тем, чего он не может знать, а вместе с тем знает, что это есть. Отношение к этому непосгиж'1' XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=