ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Целью настоящей статьи является обоснование духовно-нравствен­ ной системы учения Л. Н. Толстого как базовой модели этического об­ разования в современной России, а также рассмотрение педагогического опыта толстовства как одной из форм институционализации морали. I Религиозно-нравственный синтез Толстого как основа этического образования Религиозно-философский синтез Толстого начинается с кардиналь­ ного переосмысления понятия веры. Проблема веры всегда была в центре религиозно-нравственных исканий Толстого. Уже в первой исследова­ тельской работе, «Соединение и перевод четырех Евангелий» (1879 г.), он пытается определить сущность истинной веры как источника и осно­ вы учения Христа. Истинная вера, согласно Толстому, коренится в единой нравственной основе жизни, признаваемой самыми различными христи­ анскими вероисповеданиями. «Во всех сектах христиан,— замечает Тол­ стой,— я видел полное согласие в воззрении на то, что есть добро, что есть зло, и на то, как надо жить» [2]. Вероучения различны, а основа одна. Эта общая, единая нравственная основа и есть то, что Толстой называет «ис­ тинной верой», полагая, что эту веру следует искать в «самом первом откровении самого Христа», запечатленном в Евангелии. Вслед за определением единой нравственной основы жизни как критерия истинной веры Толстой рке в первом своем богословском со­ чинении пытается обосновать и еще один существенный признак — разум­ ность веры. Откровение, по Толстому, есть то, что «открывается перед разумом, дошедшим до последних своих пределов: созерцания божествен­ ной, т. е. выше разума стоящей истины» [3]. Он считает, что откровение должно давать ответ на неразрешимый для разума вопрос: в чем смысл человеческой жизни? Ответ этот должен быть ясен и не должен противо­ речить разумному пониманию. В конечном счете Толстой приходит к вы­ воду, что вера есть знание того, что не может быть постигнуто разумом, но «без чего невозможно жить и мыслить». Впоследствии в «Исповеди» Толстой выражает данное понимание веры в четких формулировках: «Вера есть знание смысла человеческой жизни... Вера есть сила жизни» [4]; «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью» [5]. __ XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 _____ 130

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=