ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Л. Н. Толстой как философ £ Д . Мепешко, В. Н. Назаров Тула СИНТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ л. Н. ТОЛСТОГО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ТОЛСТОВСТВА* Формирование концепции этического образования в современной России предполагает обращение к наследию выдающихся русских педаго­ гов, в центре учения которых стояли вопросы нравственного воспитания, просвещения и образования. Одним из таких мыслителей является Л. Н. Толстой, чьи педаго­ гические воззрения и педагогический опыт имели ярко выраженную этическую направленность и базировались на религиозно-нравственном учении. Изучение этого опыта позволяет строить концепцию этического образования как целостную систему духовно-нравственных ценностей, что представляется особенно существенным в условиях нравственного плюрализма современного российского общества. Учение Толстого оказало огромное влияние на социальный и педагоги­ ческий опыт толстовства, организованного общественного движения, кото- Р06 оказывало большое влияние на русское общество начала XX в. Толстовство идеологически выражало протестантские тенденции в со- ЧИально-экономическом и духовно-нравственном развитии России [1]. Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного НаУчного фонда, проект № 03-03-00049а, в рамках проекта «Концепция этичес- К0Г0 °6разования в России: проект “интегральной этики”». 129

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=