ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
При моделировании развивающей среды важно учитывать зону бли жайшего развития ребенка, его возрастные психофизиологические осо бенности. В связи с этим необходимо систематически обновлять среду в группах за счет постепенного ввода новых пособий, атрибутов, предме тов изобразительного искусства. Проявляя заботу о том, «чтобы ум ребенка не утомлялся» (Л. Н. Тол стой), педагоги учреждения продумали организацию различных средовых зон, способствующих смене деятельности детей (подвижная зона с мяг ким игровым оборудованием, музыкально-театрализованная с масками сказочных персонажей, костюмерная, «гримерная» и др.). Наличие в дошкольном учреждении фонотеки с записями шума листьев, плеска воды, пения птиц, детских песенок, спектаклей позволяет ввести ребенка в мир живой природы, создает особый уют и условия для снятия у детей психологического напряжения. Звуки живой природы можно использовать не только в ходе занятий, но и перед сном, во время приема пищи и т. д. Одним из важнейших условий эффективной организации развива ющей среды является ее открытость и способность к изменению, кор ректировке, развитию. Только при данном условии среда будет способ ствовать развитию познавательной, двигательной, творческой активности ребенка. Посредником во взаимодействии ребенка с развивающей средой является педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжела тельного, заинтересованного отношения к детям зависит способность ее освоения ребенком. Именно он, педагог-профессионал, способен одухот ворить предметную среду, превратив ее в мощное средство духовного становления маленького человека. А. Н. Толстой считал, что «настоящим учителем может быть только такой человек, который сознает всю важность ответственности, которую берет на себя воспитатель». Не случайно первостепенное значение при построении развивающей среды в центре отводится профессиональной подготовке педагогов. Международные Толстовские чтения. Часть 2 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=