ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
воспитанников. Традиционные уголки ручного труда при подобном под ходе превращаются п настоящие творческие мастерские. Уголки изобразительной деятельности оснащаются не только пред метами искусства, но и продуктами творчества детей. Особое значение ддя развития творческих способностей, творческой активности ребенка имеют выставки детских работ, которые должны быть легко демонтиру ющимися, удобными для рассматривания детьми. Предметы с выставки могут использоваться детьми в игре, в свободной художественной дея тельности, на занятиях с элементами театрализации. Главным принципом и условием успешного развития ребенка д. Н. Толстой считал принцип свободы и самостоятельности. Стремясь реализовать данный принцип в педагогической практике дошкольного учреждения, его воспитатели создают такие условия, в которых детям будут предоставлены максимальные возможности самостоятельно дей ствовать и исполнять свои замыслы. Так, в группах педагоги устраивают «экраны детского творчества» — стенды с закрепленными на вертикаль ной поверхности ватманскими листами, на которых дети могут рисовать любым материалом на любую тему то, что им хочется. Тема может быть также задана и педагогом. Такой подход к организации творческой сре ды предоставляет каждому ребенку возможность реализовывать свой за мысел, а также освободиться от негативных эмоций, отдохнуть, уеди ниться, поразмышлять. Эти «экраны» в дальнейшем используются при оформлении помещений к утреннику, детскому спектаклю, родительскому собранию. Важно, чтобы в дошкольном учреждении были созданы условия для организации трудовой деятельности детей, включая предоставление им возможности ухаживать за животными, растениями. Как и в яснополян ской школе Толстого, в нашем учреждении есть огород, где дети сами вьгращивают морковь, помидоры, свеклу, огурцы. В центре «Зеленая палочка» педагоги организовали экологическую комнату, где собраны различные виды растений и животных. Здесь дети Проводят опыты с живой и неживой природой, учатся наблюдать, делать °бобщения. Детское экспериментирование — один из важнейших ас пектов развития личности — осуществляется по мере получения дош кольником новых сведений об объекте исследования. При организации Следований используются мерные кружки, формочки, нестандартные учебные пособия и приборы (весы, часы и пр.), природный мате- ^Иал (иода, глина, речной песок). Педагогическое наследие Л. II. Толстого и современность 125
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=