ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

Исследователи этой области дошкольной педагогики В. А. Петров­ ски й , А. М . Кларина, Л . А . Смывина, Л . П. Стрелкова доказали, что специальным образом организованная среда оказывает позитивное влия­ ние на развитие способностей ребенка к самопознанию и саморазвитию, формирует чувство уверенности в себе, является основой личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства. Развивающая среда предоставляет дошкольнику возможность испытать свои способности, про­ явить самостоятельность, утвердиться как активному деятелю, что обусловлива­ ется свободой выбора вида детской деятельности. При этом она выступа­ ет в роли стимулятора, движущей силы п целостном процессе становле­ ния личности ребенка, способствуя раннему проявлению его разносто­ ронних интересов. При подобном подходе к построению развивающей среды для все­ стороннего развития личности ребенка в дошкольном образовательном центре «Зеленая палочка» особое внимание уделяется предметному ок- рркению детей, его развивающему характеру. В течение двух лет педаго­ ги учреждения работают по экспериментальным программам, разрабо­ танным научно-исследовательской лабораторией (далее — НИЛ) «Школа Л. Н. Толстого» ИПКиППКРО Тульской области, которой руководит кан­ дидат филологических наук, профессор В. Б. Ремизов. В деятельности, направленной на усовершенствование предметно-развивающей среды центра, его педагогический коллектив руководствуется не только обще­ известными и принятыми дошкольным миром принципами, но и сове­ тами, данными Л. Н. Толстым учительству на страницах журнала «Ясная Поляна», в письмах и статьях 60-х годов XIX в. Л. Н. Толстой был убежден, ч'то успех ребенка в процессе обучения определяется двумя условиями: ~ если то, чему учат, понятно и занимательно для ребенка; ~ если душевные силы ученика находятся в самых выгодных ус­ ловиях. А для этого, по мнению Толстого, нужно: ~ чтобы на занятиях не было новых, непривычных предметов, а так- Же посторонних лиц; ~~ чтобы ученик не стыдился спрашивать учителя о том, что явля- еТся Аля него непонятным, чтобы не было насмешек со стороны това­ рищей; — чтобы ученик не боялся наказаний за плохую учебу; ~~ чтобы он не утомлялся; Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность 123

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=