ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Исследователи этой области дошкольной педагогики В. А. Петров ски й , А. М . Кларина, Л . А . Смывина, Л . П. Стрелкова доказали, что специальным образом организованная среда оказывает позитивное влия ние на развитие способностей ребенка к самопознанию и саморазвитию, формирует чувство уверенности в себе, является основой личностного развития ребенка на ступени дошкольного детства. Развивающая среда предоставляет дошкольнику возможность испытать свои способности, про явить самостоятельность, утвердиться как активному деятелю, что обусловлива ется свободой выбора вида детской деятельности. При этом она выступа ет в роли стимулятора, движущей силы п целостном процессе становле ния личности ребенка, способствуя раннему проявлению его разносто ронних интересов. При подобном подходе к построению развивающей среды для все стороннего развития личности ребенка в дошкольном образовательном центре «Зеленая палочка» особое внимание уделяется предметному ок- рркению детей, его развивающему характеру. В течение двух лет педаго ги учреждения работают по экспериментальным программам, разрабо танным научно-исследовательской лабораторией (далее — НИЛ) «Школа Л. Н. Толстого» ИПКиППКРО Тульской области, которой руководит кан дидат филологических наук, профессор В. Б. Ремизов. В деятельности, направленной на усовершенствование предметно-развивающей среды центра, его педагогический коллектив руководствуется не только обще известными и принятыми дошкольным миром принципами, но и сове тами, данными Л. Н. Толстым учительству на страницах журнала «Ясная Поляна», в письмах и статьях 60-х годов XIX в. Л. Н. Толстой был убежден, ч'то успех ребенка в процессе обучения определяется двумя условиями: ~ если то, чему учат, понятно и занимательно для ребенка; ~ если душевные силы ученика находятся в самых выгодных ус ловиях. А для этого, по мнению Толстого, нужно: ~ чтобы на занятиях не было новых, непривычных предметов, а так- Же посторонних лиц; ~~ чтобы ученик не стыдился спрашивать учителя о том, что явля- еТся Аля него непонятным, чтобы не было насмешек со стороны това рищей; — чтобы ученик не боялся наказаний за плохую учебу; ~~ чтобы он не утомлялся; Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=