ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
Я/' теМе. Так, например, при изучении темы экранизации романа Л. Н. Тол- (Г10Го «Анна Каренина» используются фильмы «Анна Каренина» (США, „МГМ», 1935 г.), «Анна Каренина» (Великобритания, 1948 г.), «Анна Кяренина» (СССР, «Мосфильм», 1953 г.), фильм-спектакль МХАТ «Анна Кяренина» (СССР, «Мосфильм», 1968 г.), фильм-балет «Анна Каре нина» (1978 г.), «Анна Каренина Льва Толстого» (США — Франция, 1996 г.). Просмотр на учебном занятии экранизаций толстовских произве дений разных лет и разных режиссеров позволяет вовлечь студентов в активную дискуссию. В ходе ее молодые люди имеют возможность вы разить свое понимание проблем, поднимавшихся великим писателем в ро мане и нашедших отражение в фильмах. Большой интерес студентов вызывает анализ воплощения на экране образа Анны Карениной такими известными актрисами мирового кино, как Грета Гарбо, Вивьен Ли, Татьяна Самойлова. В рецензиях на фильмы они отмечают, что актрисы, имея за плечами разный возраст, эпоху, культуру, передают одно — трагедию женщины, которая решила построить свою жизнь на одной любви. Не случайно у студентов возник вопрос о взгляде современного ки нематографа на проблемы, которые были поставлены великим моралис том. На одном из занятий студентам был предложен для анализа фильм Е. Габриловича и Ю. Райзмана «Странная женщина», поставленный кино студией «Мосфильм» в 1977 г. Обсркдение судьбы женщины, посмевшей полюбить сегодня, вызвало много ассоциаций с кинематографическими версиями «Анны Карениной». 60-е годы XX столетия стали бумом толстовских экранизаций. Ана лиз ситуации помог ребятам прийти к выводу, что главная причина этого не в достижениях кинотехники, не в усилиях отдельных режиссеров и не 8 активности зрителей, а в том общем состояние умов и душ, которое властно поворачивало «шестидесятников» к поиску ответов на извечные вопросы бытия — кто мы, какие мы, откуда мы. И сегодняшних студен тов мучают все те же вопросы. И сегодня они задают вопрос: возможен подобный бум в начале XXI века? Многим кажется, что пока нет. еРез кинотолстовиану они идут к «подлинному Толстому», начиная его Читать или перечитывать заново, исподволь начиная понимать, что «неис- ,еРггаемость Толстого — аксиома мировой культуры» [1 1 ]. Дискуссии, возникающие на занятиях после просмотров фильмов, ^Идетельсгвуют о том, что студенты относятся к кинематографу как к виду Педагогическое наследие Л. Н. Толстого и современность 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=