ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

становится все более очевидной. Кинематограф не случайно обращается к Толстому, «срезая для себя мощный, цветущий, полный жизни верх толстовского мира» [5]. Один из современных исследователей точно определил, что «попу­ лярность Толстого обогнала время и предвосхитила культы и мифы эпохи кино, телевидения, грамзаписей и иллюстрированных журналов. Он был одним из первых, на ком нарождавшиеся средства массовой информации пробовали свою мощь...» [6]. Первая киносъемка Л. Н. Толстого была произведена в канун 80-лет­ него юбилея великого старца. В этот день в Ясную Поляну прибыл кино оператор А. О. Дранков с помощниками. Его первый документальный фильм с «живым» Толстым на экране произвел настоящий фурор среди публики. Корреспондент журнала «Экран России», вспоминая в 1916 г. пер­ вый киносюжет, посвященный Льву Толстому, отмечал: «Луч пронизал экран, и перед толпой в кресле появился любимый писатель. Улыбнулся своей удивительной ясной улыбкой, и маленькие голубые глаза слегка блеснули насмешкой и старческим добродушием. Знаете ли вы, что толпа в кинематографе еще никогда не безумствовала, никогда не рукоплескала так единодушно, с восторгом глядя на живую фотографию того, кто яв­ лялся нашим судьей и нашим оправданием». В последний год жизни Л. Н. Толстой неоднократно выражал желание «написать для кинематографа», подчеркивая, что «это понятно огром­ ным массам, притом всех народов» [7]. Несмотря на то что Лев Толстой считается одним из самых недо­ ступных для кинематографа писателей, отдельные его произведения многократно экранизировались и в России, и за рубежом. К его романам, повестям, рассказам обращались именитые режиссеры мирового кино А некоторые из mix называли самого Толстого великим режиссером, творив- шим еще до возникновения кинематографа. Действительно, в Тол- стом-писателе удивительным образом соединились и режиссер, и худож н и к слова. Каждое из его произведений отличается чисто кинематографичес­ ким обращением автора с пространством и временем, напоминая этим законченный киносценарий. За 150 лет существования кино Лев Николаевич Толстой, как мзГ' нит, притягивал кинематографистов. В дореволюционной России, когд;) новая публика не желала «ни русской этнографии, ни русской истории»' а «желала переживаний», Толстой стал нужен кинематографу в этом __ XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 116

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=