ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

— Как следует понимать фразу Л. Н. Толстого: «...идеал наш сзади, а не впереди» ? — В чем вы видите идеализацию Л. Н. Толстым нравственных свойств ребенка? 2. Определите сущность воспитания по высказываниям Л. Н. Тол­ стого, сформулируйте цель и задачи воспитания. Обратите внимание на проблему соотношения воспитания и об­ разования в первый и последний этапы педагогической деятельности А. Н. Толстого, объясните различие позиций Л. Н. Толстого по данной проблеме в разные этапы его жизни. В этом вам поможет анализ статьи Л. Н. Толстого «Воспитание и образование». 3. Принцип свободы в воспитании, формировании личности ребенка занимает центральное место в педагогическом учении Л. Н. Толстого. При характеристике данной проблемы отметьте факторы, которые обусловили внимание Л. Н. Толстого к идее свободного воспитания как методологической основе его педагогического учения. Среди них следует отметить влияние идей прогрессивной западноевропейской педагогики; внимание передовой общественно-педагогической мысли России к ост­ рейшим социальным проблемам, особенно проблеме воспитания «чело­ вечного» человека и др. При раскрытии данного вопроса следует обратиться к анализу работ Л. Н. Толстого «О воспитании», «О наказании и насилии в воспита­ нии» и др. При этом: — покажите, какой смысл вкладывал Л. Н. Толстой в понятие сво­ бодного воспитания; — объясните, как и кем, по мнению Л. Н. Толстого, определяются границы свободы в педагогическом процессе (покажите это на примере реализации идеи в яснополянской школе); — постарайтесь определить сильные и слабые стороны в осмысле­ нии Л. Н. Толстым проблем свободного воспитания. 4. Покажите актуальность идей Л. Н. Толстого о свободном воспи­ тании в условиях влияния гуманистических идей на интенсивный педаго­ гический поиск, который ведется в России в последние годы после отказа от идеологических псевдонаучных догм воспитания (см. журнал «Тульская школа», 1995, № 3; 1998, № 2 ). Возможны индивидуальные сообщения по вопросам «Актуаль­ ность взглядов Л. Н. Толстого на проблему самовоспитания в условиях новой парадигмы образования», «А. Н. Толстой о семейном воспита­ нии» и др. XXIX Международные Толстовские чтения. Часть 2 112

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=