ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.
6. Л Н. Толстой разработал частные методики преподавания пред- метов в яснополянской школе. Проанализируйте его методики обучения грамоте, арифметике, написанию сочинений. Соотнесите с современными методиками. Приведите примеры. 7. Определите влияние дидактических идей Л. Н. Толстого на со вершенствование современного учебно-воспитательного процесса. Исполь зуйте материалы журнала «Тульская школа», 1995, № 3; 1998, № 2. Какие дидактические идеи Толстого наиболее близки и понятны вам? Какими из них вы бы руководствовались в своей практической педагогической деятельности ? Познакомьтесь со статьей Н. В. Фоменко «Дидактические уроки д Н. Толстого» [6] и сделайте вывод об актуальности основных дидак тических идей Л. Н. Толстого. При подготовке к практическому занятию по проблемам воспита ния в педагогическом наследии Л. Н. Толстого и их актуальности необхо димо предложить студентам следующие задания, активизирующие, на наш взгляд, их педагогическое мышление. 1. Обратите внимание на понимание Л. Н. Толстым природы ре бенка, его развития, процесса формирования личности. Ребенок — «пер вообраз гармонии, правды, красоты и добра» (статья «Кому у кого учиться...»). На основе анализа первых литературных произведений Л. Н. Тол стого («Детство», «Отрочество», «Юность» и др.) покажите понимание им гуманизма детства, диалектики души и основных этапов становления личности ребенка. Опишите основные «эпохи» развития ребенка: дет ство, отрочество, юность, молодость. Следует обратить также внимание на то, что Толстой формулировал главное содержание каждой «эпохи» человеческой жизни, руководству ясь нравственными критериями развития человека: «В детстве — теплота И верность чувств; в отрочестве — скептицизм, сладострастие, самоуве ренность, неопытность и начало тщеславия, гордость...» и т. д. Познакомьтесь со статьей Л. Н. Толстого «Кому у кого учиться пи- ^ть: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Дайте анализ его мыслей, изложенных на с. 286—289 данной статьи [5]. Согласны ли вы с утверждением Толстого, что «родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра» ? ~ Как связано это высказывание Л. Н. Толстого с идеей Ж.-Ж. Руссо совершенстве ребенка? Что общего, в чем отличие? ц е^магическое наследие А. Н. Толстого и современность — 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=