ТОЛСТОВСКИЙ СБОРНИК 2003г. Ч.2.

6. Л Н. Толстой разработал частные методики преподавания пред- метов в яснополянской школе. Проанализируйте его методики обучения грамоте, арифметике, написанию сочинений. Соотнесите с современными методиками. Приведите примеры. 7. Определите влияние дидактических идей Л. Н. Толстого на со­ вершенствование современного учебно-воспитательного процесса. Исполь­ зуйте материалы журнала «Тульская школа», 1995, № 3; 1998, № 2. Какие дидактические идеи Толстого наиболее близки и понятны вам? Какими из них вы бы руководствовались в своей практической педагогической деятельности ? Познакомьтесь со статьей Н. В. Фоменко «Дидактические уроки д Н. Толстого» [6] и сделайте вывод об актуальности основных дидак­ тических идей Л. Н. Толстого. При подготовке к практическому занятию по проблемам воспита­ ния в педагогическом наследии Л. Н. Толстого и их актуальности необхо­ димо предложить студентам следующие задания, активизирующие, на наш взгляд, их педагогическое мышление. 1. Обратите внимание на понимание Л. Н. Толстым природы ре­ бенка, его развития, процесса формирования личности. Ребенок — «пер­ вообраз гармонии, правды, красоты и добра» (статья «Кому у кого учиться...»). На основе анализа первых литературных произведений Л. Н. Тол­ стого («Детство», «Отрочество», «Юность» и др.) покажите понимание им гуманизма детства, диалектики души и основных этапов становления личности ребенка. Опишите основные «эпохи» развития ребенка: дет­ ство, отрочество, юность, молодость. Следует обратить также внимание на то, что Толстой формулировал главное содержание каждой «эпохи» человеческой жизни, руководству­ ясь нравственными критериями развития человека: «В детстве — теплота И верность чувств; в отрочестве — скептицизм, сладострастие, самоуве­ ренность, неопытность и начало тщеславия, гордость...» и т. д. Познакомьтесь со статьей Л. Н. Толстого «Кому у кого учиться пи- ^ть: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?». Дайте анализ его мыслей, изложенных на с. 286—289 данной статьи [5]. Согласны ли вы с утверждением Толстого, что «родившись, человек представляет собой первообраз гармонии, правды, красоты и добра» ? ~ Как связано это высказывание Л. Н. Толстого с идеей Ж.-Ж. Руссо совершенстве ребенка? Что общего, в чем отличие? ц е^магическое наследие А. Н. Толстого и современность — 111

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=